на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


КУЛЬМИНАЦИЯ (от лат. cuimen, род. падеж culminis - вершина) - высшая точка (участок) муз. развития, момент наивысшего напряжения в муз. произв. или к.-л. относительно завершённой его части. Связанная с К. результативность развития является общей закономерностью европейского и зависимого от него муз. мышления 18- 20 вв. Принцип К. действителен для всех уровней формы музыкальной (свои К. возникают во фразе, предложении, периоде и т. д.), и форма целого, с этой точки зрения, представляет собой систему К. К. мелодии или всего произв. обычно находится вблизи точки золотого сечения (напр., звук или группа звуков, образующие регистровую вершину во 2-й половине мелодич. построения; протяжённая кульминац. зона в сонатной форме на грани разработки и репризы). Главная (генеральная) К. образует смысловой центр произв., после которого следует принципиальное завершение формы. В организации К. могут принимать участие все муз.-выразит. средства: звуковысотность, громкостная динамика, метрич. акценты, ладовая неустойчивость, фактура, оркестровка и т. п. Кульминац. построения встречаются также в вост. музыке (напр., аудж в макоме).
См. лит. при ст. Мелодия и Форма музыкальная.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь