на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


КШЕНЕК, Кршенек (Krenek) Эрнст (р. 1900) - амер. композитор, музыковед, педагог. По происх. австриец. Учился у Ф. Шрекера (композиция). До 1937 жил гл. обр. в Вене, ныне - в США, где преподавал в ряде университетов и колледжей. В 20-х гг. испытал влияние творчества Б. Бартока, И. Ф. Стравинского, П. Хиндемита. Как оперный композитор К. нек-рое время находился под воздействием экспрессионизма. Известность К. принесли оперы 20-х гг. "Прыжок через тень" и "Джонни наигрывает", в которых присутствуют элементы джаза и атональная муз. структура. Вок. цикл "Дневник путешествия по Австрийским Альпам" (1929) - поворот к романтич. песне шубертовского типа. С 30-х гг. К. широко применяет додекафонию, обращается к сериализму (юмористич. телевиз. опера "Рассчитано и проиграно", 1961, и др. соч.). С 1950-х гг. К. - один из ведущих предст. муз. авангардизма. Использует в соч. элементы сюрреализма и театра абсурда (телевиз. опера "Волшебное зеркало", 1966), пишет электронную музыку, применяет алеаторику и др. новейшие средства муз. языка. Автор исследований "Studies in counterpoint" (N. Y., 1940), "J. Ockeghem" (I,., 1953), "Modalcounterpoint" (L., 1958), "Tonal counterpoint" (N. Y., 1958) и др. теорстич. трудов. Оперы - Прыжок через тень (1924, Франкфурт-на-Майне; 1927, Ленинград), Джонни наигрывает (1927, Лейпциг; 1928, Ленинград; 1929, Москва), Диктатор (1928, Висбаден), Карл V (1938, Прага), Афина Паллада плачет (1955, Гамбург) и др.; балеты; оперетты; для хора с орк. - Верить и знать (1966); для орк. - 5 симф. (1921-61); концерты дла инстр. с орк.- 4 для фп. (1923-50), 2 для скр. (1924, 1954), для влч. (1953), для арфы (1951); кам.-инстр. ансамбли - 7 струн. квартетов, струн. и дух. квинтеты; произв. для раэл. инстр. с фп.; сонаты и пьесы для фп.; для хора a cappella - Плач пророка Иеремия (1942), мадригалы, мотеты; песни; электронная музыка и др.
Кnеssl L., Е. Krenek, W., 1967; Маrсkhl Е, Rede fur Е. Krenek, Graz, [1969]. О. Т. Леонтьева.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь