на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


LАМЕNТО (ламенто, итал. - жалоба) - название пьес печального, скорбного характера, распространённых в музыке барокко. В 16 в. так иногда назывались мадригалы (С. Россетто, Б. С. Нардо). L. приобрело большое значение в связи с развитием итал. монодич. стиля (см. Флорентийская камерата). Один из ярких образцов L. нач. 17 в.- L. Ариадны из одноим. оперы К. Монтеверди (1608). Традиция драм. напевно-речитативного L. сохранялась до сер. 17 в. В творчестве Монтеверди возник др. тип L., основанный на basso ostinato ("Amor" из 8-й книги мадригалов, 1638); он получил значит. развитие в венецианской опере 1640-х гг. (Ф. Кавалли), позднее - в соч. Б. Феррари, Л. Росси, Дж. Кариссими, А. Чести. Арии L. с basso ostinato (часто в виде нисходящего хроматич. движения) встречаются в операх, ораториях и кантатах кон. 17 - нач. 18 вв. (L. Дидоны из оперы "Дидона и Эней" Пёрселла, L. в операх Г.Ф. Генделя). Термин "L." применяется и к инстр. произв. 2-й пол. 17 - нач. 18 вв. (И. Я. Фробергер, Г. И. ф. Бибер, И. Кунау); встречается также и как обозначение оперного вступления или антракта. См. также "Надгробие".

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь