на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ЛАД (лат. modus; нем. Tongeschlecht; франц. и англ. mode; комплекс слав.-рус. значений Л. сходен с греч.) - приятная для слуха согласованность звуков по высоте (то же, что гармония в муз.-эстетич. смысле); системность высотных связей, объединённых центр. звуком (или созвучием), а также воплощающая её конкретная звуковая система (чаще в виде звукоряда). См. также Наклонение. По своей сущности Л. - коренная эстетич. категория музыки, обозначающая её сокровенную специфич. "сердцевину" (в отличие от др. элементов - ритма, динамики, высотной линии и прочих, встречающихся и вне Музыки). Эстетич. смысл категории Л. входит в представление о музыке как о прекрасном, а выражаемый системностью высотных связей "порядок" относится к главнейшим средствам эстетич. воздействия музыки. Этим обусловлена эстетич. значимость воплощающих Л. звуковысотных отношений, функций ладовых, функций тональных ("взаимодействие интервалов и их выразительные качества - чуткий барометр социальной значимости лада" - Б. В. Асафьев). Согласно рус. териинологич. традиции (Б. Л. Яворский), категория Л. объединяет не только мажор, минор и натуральные лады, но и др. конкретные Л., порой весьма далёкие от классич. тональности. Л. присутствует везде, где есть органич. звуковысотная слаженность тонов, - в древней и нар. модальности, включающей пентатонику, диатонику, гемиолику и микрохроматику, в модальной гармонии средневековья и Возрождения, тональных ладах барокко, венской классической школы, романтизма и музыки 20 в., новомодальных ладах 19-20 вв. (как диатонич., так и на хроматико-энгармонич. основе), в т. н. новой тональности 20 в. и др. сложноладовых структурах. Обобщением понятия Л. является понятие высотной структуры. Оно охватывает всё многообразие типов звуковысотной организации, как ладовых, так и исторически предшествующих ладовым (экмелика), а также возникшие в 20 в. новые звуковысотные явления, которые трудно или невозможно считать ладовыми. Термином "высотная структура" целесообразно пользоваться для обозначения слаженности звуков по высоте в сонорике, электронной музыке, алеаторике. В процессе муз. интонирования происходит эстетич. упорядочивание звукового материала в стройные, согласные звуковые формы. Первичная форма воплощения отношений Л. - мелодич. мотив (полевка); этим обусловлена традиция связывать термин "Л." с мелодич. звукорядами и называть их ладами (напр., "церковные лады"). Если звукоряд - это гаммообразно упорядоченная ("алфавитная") систематика тонов Л., то сам Л. - функционирование их значений. Характерные звуковые формулы, образующие интонац. основу Л., составляют "интонац. словарь эпохи" (Б. В. Асафьев); интонац.-ладовые комплексы опосредованно связаны с исторически конкретным типом миросозерцания. В этом смысле ладовая формула - это предельно сжатая муз. модель мира в представлении данной эпохи, своего рода "генетич. код" музыки, временным развёртыванием, "воплощением" к-poгo являются муз. произв. Эволюция Л. в целом показывает постулат. развитие муз. сознания от форм элементарных к высокоорганизованным, проявляющееся в увеличении охватываемого Л. звукового объёма и подразумевающее необходимую для этого роста внутр. реорганизацию. "Освоение звукового пространства" (А. Веберн) происходит путём использования природных свойств звукового материала. Л. осуществляется как система родства между всеми тонами на основе их связи с устоем - логич. центром. Эволюция звуковысотного материала Л. (акустич. ткани): пентатоника - диатоника - хроматика - энгармоника (см. Звуковая система). Доладовая форма звукового выражения - экмелика (со звуками без определ. высоты, напр. в рус. нар. плачах). Первый этап становления форм Л. - установление устоя. Самотождественность устоя-примы осознана одноврем. с освоением функции основного тона; историч. тип Л. при этом - опевание тона. Следующий важнейший тип Л. - модальный, тесно связанный с принципом мелодии-модели (макам, рага, попевка). Сюда относятся монодич. Л. с развитым и определ. мелодич. звукорядом (пентатонным, диатоническим, гемиольным, микрохроматическим). На основе устоя-тона складываются отношения консонансов-устоев в горизонтальном развёртывании: кварты, квинты и октавы (см. Древнегреческие лады), осваиваются и др. интервалы; принцип опевания тона входит в эту более высокую форму Л. как субсистемное опевание разл. других, также самостоятельных тонов-ступеней Л. Величайший переворот в эволюции форм лада - обращение горизонтали в вертикаль, горизонтальных устоев Л. (первоначально кварты, квинты, октавы) в вертикальные (ранее всего в нар. музыке; см. также Органум), переход от модального одноголосия к модальному многоголосию (гармонии, модальности 9-16 вв.). Особую форму Л., соответствующую следующему этапу эволюции, составляет тональность гармоническая 17-19 вв. (на основе 2 аккордов-трезвучий - мажорного и минорного, см. Тональность, 3), характеризующаяся логич. централизованностью (устой-тоника ощущается даже там, где не звучит реально), многообразием воплощений небольшого числа оптимальных естеств. принципов (в конечном счёте эти принципы Л. - отражение рационалистич. мировоззрения эпохи европ. Просвещения, идей "разума", "естеств. закона", "естеств. права"). Множество новых видов высотных структур возникло в 20 в. (преим. со свободным использованием диссонантных комплексов - аккордов, серий, сонаров). Единство и органичность историч. эволюции Л. заключается в том, что первично развившиеся формы и категории, давая жизнь другим, продолжают в них существовать (напр., модальный принцип мелодич. движения от одной опоры к другой входит в структуру гармонич. функциональной тональности как мелодич. фигурация господствующего в данный момент аккорда). Диалектика историч. эволюции Л. проявляется в том, что каждый последующий, более высокий тип ладовой организации в конечном счёте не что иное, как предшествующий, развитый в новых условиях, причём все ладовые формы продолжают оставаться структурными модификациями единой, мелодич. первоформы - интонации. Этим обусловлена диалектичность и самого понятия Л., вбирающего в себя в качестве разл. смысловых слоев всю историю своего становления-развёртывания: Л. - соотношение устойчивости и неустойчивости (опевание устоя-тона); мелодико-звукорядная система качественно дифференциров. отношений тонов; к Л. относятся и переменные системы на основе определ. звукоряда, но без объединяющего централизов. тяготения, и централизов. системы без стабильного звукоряда (как одна из сторон тональности); додекафония выводит музыку за пределы классич. тональной функциональности, но в то же время развивает некоторые категории Л. (логич. централизация через связь с единым интонац. комплексом-серией; применение центр. тонов; качественная дифференциация звуков и звуковых групп; техника серийной музыки родственна модальной). Классификация многообразных Л. чрезвычайно сложна. В целом они естественно группируются по родам интервальным, образуя классы Л. - диатонические (дорийский, фригийский, гексахордовые и др. олиготоники) и миксодиатонические (лады с обиходным пе-реченьем, лидомиксолидийский, переменно-звукорядные при едином устое и т.д.), бесполутоновые пентатонные, гемиольные, хроматические (симметричные лады, альтерационные лады, лады хроматической системы, лады на 12-тоновой основе), микрохроматические (греч. энармоника, инд. шрути и др.). Возможны также смешанные и переменные структуры (см. Смешанные лады. Переменный лад).
Протопопов С. В., Элементы строения муз. речи, ч. 1-2, М., 1930; Гаджибеков У., Основы азерб. нар. музыки, Баку, 1957; Кушнарев X. С., Вопросы истории и теории арм. монодич. музыки, Л. 1958; Беляев В. М., Комментарии, в кн.: Джами А., Трактат о музыке, [пер. с перс.1, Таш., 1960; Тюлин Ю. Н., Учение о гармонии, 4М., 1966; его же. Натуральные и альтерационные лады, М" 1971; Асафьев Б. В., Муз. форма как процесс, кн. 1 - 2, Л., 1971; Проблемы лада. Сб. статей, М., 1972; Веберн А, Лекции о мушке. Письма, [пер. с нем.], М., 1975; Алексеев Э. Е., Проблемы формирования лада, М.. 1976; Бершадская Т. С, Лекции по гармонии. Л., 1978; Гуланицкая Н., Введение в совр. гармонию, М., 1984; Холопов Ю. Н.. Гармония. Теоретич. курс, М., 1988. Ю. Н. Холопов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
Л..

ГАЙ

ДАН

ДАФ

ДЕН

ДНО

ДОЛ

ДЮР

ЖОК

ЖУК

ЗАК

ЗИВ

ИНЬ

КЁС

КЁТ

КАЦ

КЕС

КОН

КОХ

КЮЙ

ЛАХ

ЛЕЙ

ЛЕО

ЛОУ

ЛУР

МЕХ

МИЛ

МИС

МУК

МУР

НАЙ

НАТ

НЕФ

НИГ

НИЗ

НОМ

ОДА

ОРФ

ОТС

ПАС

Музыкальный словарь ver16