на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ МУЗЫКА. Муз. культура Лат. Америки исторически сформировалась на базе амер. (индейской), европ. и афр. музыки. Эти генетич. корни чётко прослеживаются в совр. нар. Л. м., в которой можно выделить соответственно музыку индейскую, креольскую и афро-американскую с рядом промежуточных (переходных) "прослоек". Только индейская является коренной, креольская и афро-американская - сравнительно молодые муз. культуры, совр. стилистич. черты которых сложились лишь к кон. 19 в. Индейская музыка. К началу европ. колонизации (кон. 15 - нач. 16 вв.) многочисл. индейские племена и народы, населявшие территорию совр. Лат. Америки, находились на разных ступенях обществ. развития - от первобытнообщинного строя до раннеклассовых гос-в (ацтеки в Центр. Мексике, майя на Юкатане и в Гватемале, инки в Центр. Андах). У наиб. отсталых племён музыка (пение и танцы в сопр. простейших муз. инстр.) ещё не была вычленена из сферы религ.-магич. представлений и являлась неотъемлемым элементом культа. У ацтеков, майя и инков уже наблюдалась значит. жанровая дифференциация музыки в зависимости от её обществ. функции и содержания (музыка ритуальная, военная, связанная с календарным циклом земледельч. работ, для развлечений и др.). У ацтеков и инков, в силу классового расслоения общества, ещё до прихода европейцев произошло разделение музыки на "придворную" и "народную", имелась особая каста проф. музыкантов, обслуживавших правящую верхушку и привилегиров. сословия. Ацтеки и инки первыми среди народов Нового Света учредили спец. муз. школы (калмекак - в древней Мексике, йячауаси - в древнем Перу) и разработали чёткую систему муз. образования, придали муз. ритуалам и разл. муз.-поэтич. и хореография, действам строго регламентиров. официальный характер. Музыка народов т. н. инкской империи Тауантинсуйу (кечуа, аймара и др.) основана на пентатонике, образующей упорядоченную ладовую систему (см. Андских стран музыка). Музыка др. индейских народов также базируется на пентатонных звукорядах, которые, однако, не образуют упорядоч. системы. У некоторых индейцев, напр. у арауканов, и вок., и инстр. музыка строится на звукорядах, включающих самые разл. интервалы, в т. ч. меньшие полутона. Муз. инструментарий доколумбовой Америки состоял только из ударных и дух. инструментов (исключение - муз. лук). Богат инструментарий ацтеков и инков. Разнообразны дух. инструменты инков - от простейших раковинститутруб до продольных флейт (с 5-6 боковыми отверстиями) а многоствольных флейт Пана, из которых составлялись оркестры. Муз. культура аборигенов Лат. Америки в условиях господства европ. колонизаторов складывалась по-разному. Там, где процессы этнич. ассимиляции происходили интенсивно (напр., в Мексике), чистая индейская музыка сохранилась лишь в некоторых труднодоступных р-нах. В Центр. Андах (Эквадор, Перу, Боливия), где индейцы составляют большинство населения, ах древняя музыка сохраняется практически в своём первонач. виде. В тех же р-нах, где преобладает метисское население, там н индейская музыка предстаёт смешанной, под более или менее сильным воздействием креольской. Креольская музыка. Этот термин применяется для обозначения той ветви муз. культуры Лат. Америки, к-рая ведёт начало от европ. (гл. обр. испан. и португ.) музыки, занесённой конкистадорами и первыми переселенцами; преобладает в Мексике а большинстве республик Центр. и Юж. Америки, насчитывает многочисл. песенные и песенно-танц. формы, разл. нар. муз. инструменты а типы инстр. ансамблей. Историч. особенности формирования креольской музыка обусловили общность её стилистич. признаков в масштабе всего региона при огромном разнообразии местных форм. Постоянные черты креольской музыки: преобладание 3-дольных размеров, переменные метры и полиметрия, господство мажоро-минора, пение на 2 голоса параллельными терциями, обязат. сопровождение пения игрой на муз. инстр., а танцев - пением, использование в качестве осн. инструмента гитары (и её местных разновидностей). В то же время в каждом лат.-амер. гос-ве креольская музыка обладает характерными особенностями, делающими легко различимой, напр., креольскую музыку Мексики и Боливии, Венесуэлы и Чили, Аргентины и Перу, Кубы и Бразилии. Эти различия могут проявляться в общем складе мелодики, в ладовых особенностях, метрике, в преобладании тех или иных песенных или танц. форм и муз. инструментов. Афро-американская музыка. Эта музыка - результат синтеза европ. (исходной) и афр. (ассимилирующей) муз. культур. Афро-амер. музыка более всего распространена в странах Карибского бассейна и в Бразилии, т. е. там, куда преим. ввозились негры-рабы из Африки. Негры, перенимая и усваивая музыку новой среды, вносили в неё специфич. элемент своей художеств. традиции. В исполнении негр. музыкантов яспан. и португ. музыка существенно изменялась: 3-дольные метры "стягивались" в 2-дольные, ритм становился синкопированным и приобретал большую остроту, структура муз. периодов утрачивала квадратностц в инстр. сопр. главенствовали ударные, стихотворные строфы дробились и распределялись между солистом и хором, возрастало значение импровизац. элемента. Эти особенности, закрепляясь от поколения к поколению как постоянный исполнит. стиль, со временем стали восприниматься не как манера интерпретации, а как новое качество самого муз. материала. Наиб. типичные признаки афро-амер. музыки: господство 2-дольных размеров, отсутствие вводного тона (часто встречается миксолидий-ский лад), предпочтение мелодиям, состоящим из коротких попевок (повторяющихся или в виде секвенции), неквадратная структура муз. периодов, импровизац. поэтико-муз. строфа (солист), за которой следует неизменный рефрен (хор), а также постоянное респонсорное пение (чередование солиста и хора), остросинкопиров. ритмика, с частым опусканием сильных и дроблением слабых долей, сложная система полиритмии, преобладание в аккомпанирующих ансамблях ударных и ударно-шумовых инстр., использование струнных щипковых в качестве не мелодико-гармонич., а ритмич. инструмента, общая повышенно-эмоц. манера исполнения. Среди песенно-танц. форм афро-амер. музыки особенно популярны сон, гуарача, конга, румба - на Кубе, самба - в Бразилии. Муз. инструментарий включает инструменты как европ. происх. (преим. струнные щипковые), так и завезённые из Африки или местного происх., но использующиеся преим. в афро-амер. музыке: разл. семейства вертикальных барабанов (бата, бембе, конга - на Кубе, атабакис - в Бразилии), многочисл. ударно-шумовые. На Кубе, Гаити, в Бразилии наряду с афро-американской сохраняется т. н. чистая афр. музыка. Это ритуальные гимны-песнопения, танцы и строго регламентир. музыка "священных" барабанов, с помощью которых негры - служители религ. афр. культов обращаются к своим богам. (О проф. муз. творчестве Лат. Америки см. в статьях Андских стран музыка, Аргентины музыка. Бразилии музыка, Венесуэлы музыка, Колумбии музыка, Кубы музыка, Мексики музыка, Парагвая музыка, Уругвая музыка, Чили музыка.) А. Пичугин.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
Л..

ВЕЧЕРА СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН СССР

ДЕТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР

ИСТОРИОГРАФИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ

КОМОРСКИХ ОСТРОВОВ МУЗЫКА

ЛЕКСИКОГРАФИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЕТТЫ

ОБЩЕСТВО ЛЮБИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ

ТОНАЛЬНОСТЬ ГАРМОНИЧЕСКАЯ

ЦЕНТРАЛЬНОЙ АФРИКИ МУЗЫКА

ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ МУЗЫКА

Музыкальный словарь ver16