на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЛЕЙПЦИГСКАЯ ШКОЛА - направление в нем. музыке. Возникло в 40-е гг. 19 в.; связано с деятельностью группы музыкантов, близких Ф. Мендельсону - основателю Лейпцигской конc. Творч. принципы предст. Л. ш. (И. Мошелеc, Н. Гаде, М. Гауптман, Ф. Давид, отчасти Р. Шуман и др.) сформировались в русле романтизма с сильным влиянием классицистских традиций, в значит. мере в связи с эстетич. взглядами Мендельсона. Произв. композиторов Л. ш. во многом основывались на композиц. технике нем.-австр. классич. музыки; для них характерна также опора на разл. жанры нац. бытовой музыки. Деятельность Л. ш. способствовала подъёму нем. муз. культуры. Большую роль сыграла пропаганда предст. Л. ш. соч. И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, К. В. Глюка, И. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта. Композиторы Л. ш. обогатили нац. репертуар любительского музицирования (песни, хоры, ансамбли, фп. и скр. пьесы и др.). С кон. 40-х гг. 19 в. в Л. ш. стали преобладать консервативные тенденции; на первый план выдвинулись вопросы чистоты стиля и формы (К. Рейнеке, Ф. Абт, К. Гурлитт, Ф. Р.Фолькман). Среди ведущих теоретиков Л. ш.: М. Гауптман, X. Риман, Э. Рихтер. Творчество композиторов этого направления осталось в стороне от событий бурж.-демократич. революции 1848-49, от новаторской деятельности Р. Вагнера и предст. веймарской школы. Лучшие традиции Л. ш. продолжены И. Брамсом. К нач. 20 в. Л. ш. как самостоят. направление полностью утратила значение.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь