на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ЛИРА - 1) в инструментоведении - обозначение струнных инструментов, струны которых натягиваются параллельно поверхности резонансного корпуса, прикрепляясь сверху к т. н. ярму. Распространены с древнейших времён. 2) Др.-греч. струнный щипковый инструмент. Согласно мифу, изготовлена Гермесом из панциря черепахи (отсюда поэтич. назв. древней Л. - "черепаха") и подарена Аполлону (связывалась с его культом в противоположность "дионисийскому" авлосу). Имела плоский, округлый корпус с кожаной мембраной, от 3 до 11 жильных, кишечных, льняных или конопляных струн. С 5 в. до н. э. для натяжения струн использовались деревянные, костяные, позднее металлич. колки. При игре Л. держали наклонно, поддерживая кожаной перевязью. Согласно изображениям на одних античных вазах звукоизвлечение осуществлялось пальцами правой руки, на других - левой. Игрой на Л. сопровождалось исполнение произв. эпической, а также лирич. поэзии (отсюда термин "лирика"). Позднее вытеснена кифарой. 3) Греч. нар. струнный смычковый инструмент типа лютни. Грушевидный резонансный корпус имеет короткую шейку и головку из одного куска дерева (закрывается декой с 2 серпообразными отверстиями), 1 мелодическую, 2 бурдонные, а иногда и 3 резонансные жильные струны. Особенность - установка душки под подставкой. При игре ставят на левое колено, играют смычком (в прошлом нередко с бубенцами). Использовалась как сольный и ансамблевый инстр., преим. для сопр. танцев. Известна с 10 в. Родственна болг. годулке, югосл. лирице, зап.-европ. ср.-вековой Л. и инструментам, найденным при раскопках в Др. Новгороде (см. Гудок). 4) В ср.-век. Зап. Европе - обозначение разл. инструментов, в т. ч. типа греч. грушевидной смычковой Л., колёсной Л., виолы (15-16 вв.). 5) Колёсная Л. - струнный фрикционный инструмент. Дерев. корпус прямоугольной пли окольной (8-образной) формы снабжён в верх. части верхней (передней) деки коробкой с механизмом и клавиатурой, а также головкой с колками. 1-3 мелодия, струны (одинаковой или разл. настройки) проходят сквозь коробку, где с помощью тангентов, управляемых клавишами, укорачивается их звучащая часть и изменяется высота тона. Звукоизвлечение на мелодических, а также на 1-4 бурдонных струнах осуществляется при механическом (с помощью рукоятки) вращении колеса, которое заменяет смычок и подставку. Колёсная Л. была распространена в Зап. и Вост. Европе приблизительно с нач. 2-го тыс. н. э. в разл. муз. сферах (в монастырях, фольклоре, у придв. менестрелей), в 16-17 вв. использовалась преим. в нар. танц. музыке и бродячими, в т. ч. слепыми, музыкантами; в таком качестве она известна на Украине (реля, рыля), в Белоруссии (лера) и России. Применялась в 18 - 1-й пол. 19 вв. В. А. Моцартом, Г. Доницетти и др. Имеются также смычковая Л. без колеса (швед. - нюкельхарпа), колёсные Л. со скрипичным грифом (без клавиатуры) и разл. усовершенствованные модификации, в т. ч. Л. с органными трубами в мехами внутри корпуса (cep. 18 в.), для которой писал И. Гайдн и др. В.СССР разл. виды модернизиров. Л. используются в ансамблях и оркестрах нар. инструментов, б) Струнный смычковый инструмент, характерный для эпохи Ренессанса и распространённый в Италии и др. зап.-европ. странах в 15 - нач. 17 вв., первоначально типа фидулы или ребека, затем - скрипки, но обычно с 5 мелодическими и 2 бурдонными (внегрифными) струнами, широким грифом, низкой подставкой, головкой в форме листа с колками переднего расположения. Сопрановая и альтовая разновидности назывались "Л. да браччо" и "лироне да браччо". Басовая Л. (лира да гамба, лироне) имела 9-14 мелодич. струн и была известна вплоть до 1-й пол. 18в. Л. применялась как сольный, аккомпанирующий, а также ансамблевый (оркестровый) инструмент. 7) В 18-20 вв. внешние очертания др.-греч. Л. придавались некоторым инструментам совершенно ивой конструкции, напр. гитаре-Л. с корпусом, стилизующим форму др.-греч. Л. (распространена в Европе во 2-й пол. 18 - 1-й пол. 19 вв.), арфе-Л. (гибридный инстр., сочетавший признаки гитары, арфы и лиры, но конструктивно родств. цитре), фортепьяно-Л. (разновидность вертикального фп. в 1-й пол. 19 в.). Л.-глокеншпиль в военно-дух. орк. - портативный металлофон (набор колокольчиков или металлич. пластин, прикреплённых к раме в форме Л.), преемник бунчука, от которого унаследовал пару конских хвостов. Разновидности лиры: 1 - древнегреческая; 2 - средневековая однострунная; 3 - лира да браччо; 4 - колёсная.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
Л..

КУНЦ

КУРТ

КХЕН

КЫЯК

КЮСС

ЛЁВЕ

ЛАЛО

ЛАМИ

ЛАММ

ЛАНГ

ЛАУБ

ЛЕВИ

ЛЕКЁ

ЛЕНЦ

ЛЕОН

ЛИГА

ЛИЛЛ

ЛИНД

ЛИПС

ЛИРУ

ЛИСС

ЛИСТ

ЛИЦО

ЛОНГ

ЛУКК

ЛУРА

ЛЮПО

ЛЮТШ

МАЙР

МАРА

МАРЕ

МАРШ

МАШО

МЕРЦ

МЕТА

МЕТР

МИГО

МИЙО

МИЛА

Музыкальный словарь ver16