на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЛЮЛЛИ (Lully) Жан Батист (итал. Джованни Баттиста Лулли, Lulli) (1632-87) - франц. композитор. Сын итал. мельника. С 1646 жил во Франции. Играл в придв. орк. "24 скрипки короля", затем сформировал и возглавил малый придв. орк. "16 скрипок короля". Был приближённым Людовика XIV. Участвовал в пост. придв. балетных спектаклей. Написал музыку к ряду комедий-балетов Мольера. С 1662 "муз. суперинтендант" и "маэстро корол. семьи", возглавлял муз. жизнь двора. В 1672 получил патент на оперный театр "Корол. академия музыки" (см. Парижская опера), в течение 15 лет был его единоличным руководителем, композитором, дирижёром и режиссёров. Л. - основоположник франц. оперной школы, создатель нац. муз.-театр. жанра лирической трагедии. В произв. этого жанра (большинство на либр. Ф. Кино) Л. в рамках мифологич. или легендарных сюжетов воплощал нравственные коллизии, сильные, величавые образы. Его оперы насыщены хор. и балетными сценами, включают прологи (большие хор. и инстр.-хореографич. построения), не связанные с последующим действием, в которых в аллегорич. форме восхвалялся Людовик XIV. Типич. черты оперного стиля Л. - силлабич. склад вок. мелодики в ариях, значит. роль патетич. декламац. речитатива. Л. создал тип франц. оперной увертюры (построена на смене медленного и быстрого движений и на противопоставлении торжеств. аккордового и оживлённого имитационно-полифонич. изложения), ставшей прототипом мн. позднейших увертюр и наметившей один из путей к классич. симфонии. Балетная музыка Л. повлияла на дальнейшее развитие танц. сюиты. Среди сценич. произв. Л.: оперы-балеты, героич. пасторали (отличаются от лирич. трагедий менее драматичной трактовкой сюжета и усилением роли хореографии). Лирич. трагедии (пост. в Париже)- Тезей (1675), Атнс (1676), Персей (1682), Роланд (1685), Армида (1686) и др.; героич. пасторали; оперы-балеты, в т. ч. Триумф любви (1681); комедии-балеты - Брак поневоле (1664), Господин де Пурсоньяк (1669), Мещанин во дворянстве (1670); дивертисменты, инстр. пьесы, песни, духовная музыка и др. Qeuvres completes de J. В. Lully, v. 1 - 10, P., 1930-39 (изд. не закончено).
Асафьев Б. В., Люлли и его дело, всб.: De music, в. 2, Л., 1926; Роллан Р., Заметки о Люлли, пер. с франц., Собр. соч., т. 16, Л., 1935.Е. Ф. Бронфан,

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь