на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


МАДРИГАЛ [франц. madrigal; итал. madrigale, от ср.-век. лат. matricale (лат. mater - мать) - песня на родном (материнском) языке] - светский муз.-поэтич. жанр эпохи Возрождения. Истоки М. - в итал. нар. творчестве (пастушеская песня). С 14 в. известен в итал. поэзия (Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо, Ф. Саккетти) и музыке (Дж. да Фиренце, Якопо да Болонья, Ф. Ландино, И. Чикония) как вид песенной лирики. Муз. М. 14 в. создавались для 2-3 певч. голосов (иногда с участием инстр.) с ведущим верхним голосом. Для М. характерны чередование силлабич. и мелизматич. разделов, гокетное письмо (см. Гокет), имитации и каноны в заключит. разделах, параллелизм совершенных консонансов, свободные диссонансы. Наиб. распространённая форма - последование двух одинаковых по музыке 3-строчных строф и 2-строчного ритурнеля (ritornello) на новом муз. материале: текст - abb abb cc музыка - abc abc dd. Особые формы М. встречаются у Ландино: изоритмич. М. (см. Изоритмия), 3-текстовой М. (по типу франц. мотета), канонич. М.-качча. В 15 в. М. исчез из комп. практики и появился вновь в 16 в. как 4-, 5-гол. вок. соч. a cappella, опирающееся на нормы полифонии "строгого стиля" (А. Вилларт, Ф. Вердело, К. Феста, Ф. Б. Кортечча, Я. Аркадельт, Палестрина, О. Лассо). Текстами служили популярные лирич. стихи Ф. Петрарки, Дж. Боккаччо, Я. Саннадзаро, Дж. Б. Гварини, Т. Тассо, Дж. Марино. М. кон. 16 в. (Л. Маренцио, К. Джезуальдо, К. Монтеверди) отличаются применением сквозных полифонич. форм, насыщены изобразит. приёмами, смелыми хроматизмами, ненормативными диссонансами, яркими ритмич. и фактурными контрастами. М. получил распространение также в Англии (Т. Морли, Т. Уилкс, Дж. Уилби), Германии (X. Л. Хаслер, Г. Шютц) и др. странах Европы. В кон. 16- нач. 17 вв. М. сближаются с конц. и драм. жанрами, становятся основой мадригальной комедии.
Конен В., К. Монтеверди, М., 1971; Дубравская Т., Итал. мадригал XVI в., в сб.: Вопросы муз. формы, в. 2, М., 1972; её же. Мадригал (жанр и форма), в сб.: Теоретич. наблюдения над историей музыки, М., 1978; её же, Генрих Шютц и нем. мадригальная школа, в сб.: Генрих Шютц, М., 1985; Евдокимова Ю. К., Многоголосие средневековья X-XIV вв., М., 1983 (История полифонии, в, 1); Нааr J., Essays on Italian poetry and music in the Renaissance, 1350-1600, Berk.- (a. o.l. 1986. Т. Н. Дубравская.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь