на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


МАДРИГАЛЬНАЯ КОМЕДИЯ - принятое в совр. литературе обозначение муз. жанра, возникшего в Италии во 2-й пол. 16 в. (commedia harmonica) и представлявшего собой хор. композицию на текст комедийной (реже пасторальной) пьесы с музыкой в характере мадригала. Все партии действующих лиц, в т. ч. и монологи, исполнялись многогол. ансамблем. Предполагают, что при исполнении М. к. с помощью пантомимы воспроизводилось и действие. Среди популярных М. к.: "Болтовня женщин за стиркой" А. Стриджо (1567), "Приятные маскарады" (1590) и "Музыкальная панацея" (1595) Дж. Кроче, "Старческое сумасбродство" (1598) и "Представление в масленицу" (1608) А. Банкьери, "Верные возлюбленные" Г. Торелли (1600). Крупнейший автор М. к. - О. Векки ("Амфипарнас", 1594; "Сьенские вечеринки, или Различные настроения, показанные современной музыкой", 1604). В М. к. был обобщён долгий и многосторонний опыт в нар. стилизации (неаполитанские канцонетты, виллотта, balletto), подражании явлениям природы, создании комич. и скорбно-лирич. образов. Декламац. стиль в буффонных партиях, а также драматургия монологов и дуэтов подготовили элементы зарождавшейся оперы.
Роллан Р., Муз.-историч. наследие, в. 1-2, М., 1986-87; Reese О., Musk in the Renaissance, N. У., 1954.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь