на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


МАЛЕР (Mahler) Густав (1860-1911) - австр. композитор, дирижёр, оперный режиссёр. Род. в чеш. дер. Калиште, в том же году семья переехала в Иглаву (совр. Йиглава). С 1875 учился в Венской хонс., в т. ч. у Ю. Эпштейна (фп.), в 1878-80 посещал философский ф-т Венского университета. С 1880 оперный дирижёр в Бад-Халле, Любляне, Оломоуце, Касселе, с 1885- в Нем. театре в Праге, с 1886- в Гор. театре в Лейпциге. С 1888 директор Корол. оперы в Будапеште, в 1891-97 1-й дирижёр Гор. театра в Гамбурге. Работа на посту директора Венской придв. оперы (1897-1907) явилась вершиной дирижёрской и режиссёрской деятельности М. и одноврем. периодом расцвета самого коллектива. Вынужденный покинуть театр, М. уехал в Америку. С 1907 дирижёр в "Метрополитен-опера" (первая пост. в 1908), с 1909 также рук. Нью-Йоркского филармонич. орк. Гастролировал как дирижёр (в России в 1897, 1902, 1907). - крупнейший представитель европ. муз. искусства кон. 19 - нач. 20 вв. Творчество М., опирающееся на традиции Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Р. Вагнера, А. Брукнера, тесно соприкасается с тенденциями позднего романтизма. Одноврем. в нём зарождаются мн. особенности муз. искусства 20 в., в т. ч. черты экспрессионизма. В центре творчества - непрерывные поиски ответа на коренные вопросы человеческого бытия; тема человеческих страданий связана с трагич. осознанием социальных противоречий эпохи. М. сосредоточил творч. интересы в жанрах симфонии и песни. Создал 9 симф. (10-я не окончена), "Песню о земле" для солистов и орк., песенные циклы. К раннему периоду творчества относятся первые 4 симфонии (1-я, чисто инстр., опирается на муз. материал вок. цикла "Песни странствующего подмастерья"; 2-4-я - вок.-инстр. симфонии, по муз. тематизму и поэтич. текстам отд. частей связаны с вок. циклом "Волшебный рог мальчика"). Для них характерно соединение эмоц. непосредственности и трагич. иронии, жанровой зарисовки и символики. Симфонии среднего периода творчества (5-7-я) составляют инстр. трилогию, интонационно связанную с песенными циклами на сл. Ф. Рюккерта, и носят трагич. окраску. Общечеловеческие коллизии решаются в них через тему личности и судьбы. В 8-й симфонии для воплощения философского содержания используются поэтич. тексты ср.-век. гимна "Veni creator spiritus" (в 1-й части), заключит. сцены 2-й части "Фауста" Гёте (во 2-й части). В соч. позднего периода ["Песня о земле", 9-я (чисто инстр.) и 10-я симф.] нашла выражение тема прощания с жизнью. Сквозное интонац. развитие, вариантность, влияние песенных форм обусловили особенности симфонизма М.: отказ в большинстве симфоний от классич. 4-частного строения, преобразование структуры всего цикла. Усиление линеарности при сохранении гомофонной основы привело к полифония, насыщению фактуры. В оркестре М. нашли выражение 2 тенденции, характерные для нач. 20 в.: расширение орк. аппарата и тяготение к кам. письму. Последняя особенно проявилась в песенных циклах для голоса с орк. и повлияла на муз. творчество совр. композиторов. Симфония - № 1 (1888; 2-я ред. 1896), № 2 (для солистов, хора и орк., 1894; 2-я ред. 1903), № 3 (для контральто, хора и орк., 1896; 2-я ред. 1906), № 4 (для сопрано и орк., 1900; 2-я ред. 1910), № 5 (1902), № 6 (Трагическая, 1904; 2-я ред. 1906), № 7 (1905), № 8 (для солистов, хоров и орк., 1906), № 9 (1909), № 10 (1910, не окончена), Песни о земле (для солистов и орк., 1909); вок. циклы - 14 песен и напевов юношеских лет (для голоса с фп., сл. Р. Леандера, Тирсо де Молины, нар. тексты из "Волшебного рога мальчика", 1880-90), Песни странствующего подмастерья (для голоса с орк., 1883-85), 12 песен из "Волшебного рога мальчика" (для голоса с орк., 1892-98), Семь песен последних лет (для голоса с орк., сл. Ф. Рюккерта и из "Волшебного рога мальчика", 1899-1902), Песни об умерших детях (для голоса с орк., сл. Рюккерта, 1904) и др. 4 Г. Малер. Письма. Воспоминания, [пер. с нем.. Вступит. статья и примеч. И. Барсовой], М., 1968; Мahler Werfel А., О. Mahler. Erinnerungen und Briefe, W., 1949; О. Mahler. Briefe, W.-Hamb., 1982. G. Mahler. Veneichnis der Werke, W, 1958.
Бeккep П., Симфония от Бетховена до Малера, пер. с нем., Л., 1926; Соллертинский И., Г. Малер, Л., 1932; Слонимский С., "Песнь о земле" Г. Малера и вопросы орк. полифонии, в сб.: Вопросы совр. музыки, Л., 1963; Барсова И. А., Симфонии Г. Малера, М., 1975; Роэеншильд К., Г. Малер, М., 1975; Тараканов М., Малер, в сб.: Музыка XX в., ч. 1, кн. 2, М., 1977; Schiedermair L., G. Mahler. Eine biografisch-krilische Wttrdigung, Lpz., 1901; Speсht R., O. Mahler, В., 1913; Ad1er O., O. Mahler, W.-Lpz., 1916; Stefan P., O. Mahler. Eine Studie fiber Pers5nlkhkeit und Werk, Monaco, 1921; Вekker P., G. Mahlers Sinfonien, В., 1921; Nejed1у Z., G. Mahler, Praha, 1958; Mitсhell D., G. Mahler: the early years, L., 1958; eго жe, G. Mahler, The Wunderhorn Years, L., 1975; его жe, G. Mahler songs and symphonies of life and death, L., 1985; Adоrnо Т., Mahler, Fr./M., 1960; A. SchSnberg, E. Bloch, O. Klemperer, E. Ratz, H. Mayer, D. Schnebel, Th. W. Adorno flber G. Mahler, Tubingen, [1966]; Вlaukоpf K., G. Mahler, oder Der Zeitgenosse der Zukunft, W., 1969; его же, Mahler. Sein Leben, sein Werk und seine Welt in zeitgenSssischen Bildern und Texten, W., 1976; La Grange H.-L., Mahler, v. 1, L., 1974, v. 2, P., 1983; Flоrоs C., G. Mahler, Bd 1-2, Wiesbaden, 1977; Eggebrecht H., Die Musik G. Mahlers, Munch., 1982. И. А. Барсова.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь