на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



МАСШТАБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ, мелодико-синтаксические структуры, - закономерные соотношения по протяжённости между построениями мелодии, темы, раздела муз. формы. Один из важных факторов развития в музыке. М.-т. с. образуют своего рода ритм построений, который проявляется в логике и динамике временных пропорций, подобных ритмич. отношениям длительностей и архитектонич. отношениям частей целого произв. Предпосылки теории М.-т. с. заложены в трудах Б. Л. Яворского и Г. Л. Катуара. Простейшая М.-т. с. - структура периодичности, повторение построения (преим. небольшого) без изменений, либо секвентное, варьированное. Периодичность не связана определ. регламентиров. числом повторов, остаётся незамкнутой либо получает замыкание извне (гармония; в песне - словесный текст). В музыке мн. народов (в частности, в песенно-танц. жанрах) распространена структура "пары периодичностей": aabb (сопоставление "а" и "b"), aaaiai (варьирование или транспозиция "а"). В структуре суммирования периодичность преодолевается путём объединения ("подытоживания") сходных малых построений последующим крупным (1, 1, 2; 2,2, 4 и т. п.). Суммирование способно воплощать рост, активность и поступательность развития. Иногда суммирование проявляется в сравнительно крупных масштабах, напр. в периоде (Л. Бетховен, соната для фп. f-moll op. 2 № 1, 2-я часть; начальные 16 тт. вступления к "Евгению Онегину"). При суммировании создаются особо благоприятные условия для мелодико-тематич. развития - как для кантилены, так и для активной подвижности: Шопен. Этюд ор. 25 № 3 для фортепьяно. Ф. Стравинский. "Петрушка". Танец Балерины. В М.-т. с. двойного суммирования (1, 1, 2, 4) вслед за объединяющим построением появляется ещё более крупное, которое по свсим масштабам объемлет все предыдущие. Это часто способствует росту мелодизма, широте кантилены (П. И. Чайковский, романс "Нет, только тот, кто знал..."). Если начальные "1, 1" содержат динамич. импульс значит. силы, то его действие простирается до конца и приводит к активному, всё возрастающему движению: С. Бах. Концерт а-moll для скрипки с оркестром. Структура, противоположная суммированию, - дробление (2, 1, 1 или 4, 2, 2 и т. д.), в котором малые частицы идут после крупной и нередко представляют собой простое отчленение концовки, связанное в песнях с повторением последних слов (А. Г. Новиков, "Гимн демократич. молодёжи"). Характерен тип припева, отыгрыша, иногда углубление лирич. экспрессии (П. И. Чайковский, "Сентиментальный вальс"), интонации эхо, отзвуков (К. Дебюсси, "Остров радости", трио). Высокоорганизованной М.-т. с., совмещающей элементы дробления и суммирования, является дробление с замыканием, которое можно представить как усложнённую структуру суммирования (с детализацней объединяющей части: 2,2,1,1,2; Л. Бетховен, соната f-moll op. 2 № 1, 1-я часть, такты 1-8). Дробление в этой структуре приходится на третью её четверть, т. е. зону золотого сечения. 4-я четверть - не только местное, но и общее замыкание. После слитного начального построения возможно дробление с замыканием по др. формуле (4, 1, 1, 2): Я. Мясковский. 5-я симфония, 1-я часть. Структура дробления с замыканием обеспечивает органичное, в высшей степени логичное развитие. Замыкание формы (преодоление периодичности) может быть достигнуто и без изменения масштаба составных частей - путём внедрения нового элемента по типу ааа...b. Так возникает распространённый принцип т. н. завершающей перемены, который в условиях квадратности реализуется как перемена в четвёртый раз: Бизе. "Кармен", 2-е действие. Наряду с перечисленными существует значит. число М.-т. с. более сложных или промежуточных. Изучение М.-т. с. - необходимая часть целостного анализа музыкального.
Мазель Л. А., Цуккерман В. А., Анализ муз. произв., М., 1967; Цуккерман В. А., Бетховенский динамизм в его структурных и формообразующих проявлениях, в сб.: Бетховен, в. 2, М., 1972; Ройтерштейн М., "Музыкальные" структуры в поэзии Блока, в кн.: О музыке. Проблемы анализа, М., 1974; Мазель Л. А., Строение муз. произв., 3М., 1986. В. А. Цуккерман.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
М..

БОСТОНСКИЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР

ВОРОНЕЖСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

ГОРЬКОВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

МОСКОВСКАЯ СИМФОНИЧЕСКАЯ КАПЕЛЛА

МОСКОВСКАЯ ЧАСТНАЯ РУССКАЯ ОПЕРА

РАВНОМЕРНО-ТЕМПЕРИРОВАННЫЙ СТРОЙ

САРАТОВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

ТУРКМЕНСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

ХАРЬКОВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И ВАЛЕТА

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

Музыкальный словарь ver16