на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


МЕКСИКИ МУЗЫКА. М. м. представлена индейской и креольской музыкой (см. Латиноамериканская музыка). Музыка занимала важное место в жизни древних мексиканцев, в частности ацтеков. Разнообразны их песни: в честь богов, героев и воен. побед, трудовые, песни-заклинания. Существовали ритуальные танцы. Муз. инструментарий ацтеков включал многочисл. ударные и шумовые инстр. - барабаны, погремушки, колокольчики, морские раковины с просверлёнными в них отверстиями, а также флейты, деревянные и костяные трубы и др. В 20 в. индейская музыка сохранилась среди прямых потомков аборигенов лишь в некоторых штатах Мексики.
В нар. креольской музыке наиб. популярны песенно-танц. жанры сон, харабе, уапанго и песенные - кансьон, корридо. В период Мекс. революции 1910-17 сложился особый вид революц. корридо. Традиц. муз. инструментом является гитара. Типичны инстр. ансамбли - марьячи, исполняющие нар. музыку и аккомпанирующие пению и танцам. В течение долгого времени практически единств. видом проф. искусства была церк. музыка. С нач. 19 в. в Мехико ставились итал. оперы, давались публичные концерты. В 1824 осн. Филармонич. общество, в 1866 - консерватория (при Филармонич. обществе), на базе которой создана Нац. конс. (1377). В сер. 19 в. выдвигаются нац. композиторы: С. Паниагуа-и-Васкес, автор первой мекс. оперы "Каталина Гиз" (1845), Р. Кастро, А. Ортега и др. С романтич. тенденциями нач. 20 в. связано творчество X. Ролона. К нац. фольклору обратились в своём творчестве М. М. Понсе, К. Уисар. В области микротоновой музыки экспериментировал с кон. 1920-х гг. X. Каррильо. Важным этопом в развитии М. м. явилось творчество С. Ревуэльтаса и К. Чавеса, создателей совр. комп. школы Мексики. Их учениками были ведущие мекс. композиторы - Д. Айяла Перес, Б. Галин до Димас, X. П. Монкайо, С. Контрерас. К композиторам нац. направления принадлежат Л. Санди, М. Берналъ Хименес, К. Хименес Мабарак. В 1960-х гг. в М. м. проявились авангардистские влияния, ряд композиторов экспериментировал в области серийной, электронной музыки. Среди мекс. муз. деятелей - дирижёр Л. Эррера да ла Фуэнте, скрипач Г. Шеринг. В Мехико функционируют (1988): Нац. конс., Высшая муз. школа и симф. оркестр при Мекс. нац. автономном университете, Нац. опера (с 1867), конц. зал Дворца изящных искусств, Нац. симф. орк. (с 1948, в 1928-48 - симф. орк. Мехико), Филармония, орк. (с 1978), Муз. департамент Нац. ии-та изящных искусств, Муз. ассоциация им. М. Понса, Об-во мекс. авторов н композиторов. Симф. оркестры имеются в ряде др. городов. В стране популярны вок.-инстр. ансамбли, исполняющие нар. музыку. Изд. журн. "Nuestra musics" (с 194С).
Муз. культура стран Лат. Америки. [Сб. ст.1, М., 1974; Пичугин П. А., Мекс. песня, М, 1977; его же, С. Ревуэльтас и муз. культура Мексики, " сб.: Культура Мексики, М., 1980; его же, Коррядос мекс. революции, М., 1985; Музыка стран Лат. Америки. (Сб. ст.), М., 1983; Меndоzа V. Т., Panorama de la musica tradicional de Mexico, Mix, 1956; Gаrridо J. S., Hiiloria dc la musica popular en Meiico, Меж., "19S1; U muica it Mexico, v. 1-5, Mb., 1984-86. А, Ахундов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь