Музыкальный словарь: 
А.. 
Б.. 
В.. 
Г.. 
Д.. 
ЕЁ.. 
Ж.. 
З.. 
И.. 
Й.. 
К.. 
Л.. 
М.. 
Н.. 
О.. 
П.. 
Р.. 
С.. 
Т.. 
У.. 
Ф.. 
Х.. 
Ц.. 
Ч.. 
Ш.. 
Щ.. 
Э.. 
Ю.. 
Я..
Музыкальная энциклопедия: 
А.. 
Б.. 
В.. 
Г.. 
Д.. 
ЕЁ.. 
Ж.. 
З.. 
И.. 
Й.. 
К.. 
Л.. 
М.. 
Н.. 
О.. 
П.. 
Р.. 
С.. 
Т.. 
У.. 
Ф.. 
Х.. 
Ц.. 
Ч.. 
Ш.. 
Щ.. 
Ы.. 
Э.. 
Ю.. 
Я..
|   МЕЛОПЕЯ (греч. - напев, песня и - делаю, строю) - в Др. Греции сочинение музыки, мелодии (букв. - построение мелодии; Платон, "Пир", 187d; Клеонид, "Введение в гармонику", пп 1, 14). М. исторически предшествовала собственно муз. искусству композиции (др.-греч. обозначение сочинителя лирич. песен, композитора - "мелопей"; Псевдо-Аристотель, "Проблемы", XIX, 31). В др.-греч. теории музыки М. - раздел "гармоники" (науки о звуковысотных отношениях), освещающий участие элементов музыки (типов мелодич. рисунка, метра и ритма, интервалов, родов интервальных, ладов и т. д.) в муз. целом. Термин "М." в эпоху позднего Возрождения (гл. обр. в Германии) обозначал учение о мелодии как раздел теории композиции (сходно с понятием Melopoetica, Musica poetica; напр., в трактате С. Кальвизия "Melopoiia, sive melodiae condendae ratio...", Erfurt, 1592). Аноним [Клеонид], Введение в гармонику, "Филологич. обозрение", 1894, т. VII, кн. 1-2; Aristeides Quintilianus, Von der Musik, eingel., ubers. und erl. von R. Schafke. В., 1937.  |