на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


МЕНДЕЛЬСОН, Мендельсон-Бартольди (Mendelssohn-Bartholdy) Феликс (1809-47) - нем. композитор, пианист, органист, дирижёр, муз.-обществ. деятель. На формирование эстетич. взглядов М. значительно повлияло общение с видными предст. науч. и художеств. интеллигенции (В. Гумбольдт, Г. Гейне, Э. Т. А. Гофман, К. М. Вебер, Н. Паганини); большую роль сыграли многолетний контакт с И. В. Гёте, привившим М. симпатии к классич. искусству, а также курс лекций Г. Гегеля по эстетике, который был прослушан М. в Берлинском университете. Создание увертюры к комедии У. Шекспира "Сон в летнюю ночь" (1826) - свидетельство ранней творч. зрелости М. Значит. событием в муз. жизни того времени было исполнение под упр. М. после многолетнего забвения "Страстей по Матфею" И. С. Баха (1829). Одноврем. М. приобретал славу композитора, пианиста, скрипача. В 1829-32 М. путешествовал по Европе, дорожные впечатления отразились в "Итальянской", "Шотландской" симфониях и др. соч. В 1833 М. руководил Нижнерейнскими муз. фестивалями, в 1833-1835 музик-директор в Дюссельдорфе (под упр. М. впервые исполнены мн. произв. Г. Ф. Генделя, И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена). С 1835 дирижёр и руководитель орк. Гевандхауза в Лейпциге, снискавшего благодаря М. мировую известность. В 1843 по инициативе М. открылась Лейпцигская конс. - один из крупнейших предст. нем. романтизма, тесно связанный с классич. традициями (эстетич. позиция М. - основателя лейпцигской школы - отличалась ориентацией на классич. образцы), но искавший новый тип выразительности. Музыка М. отличается стремлением к ясности и уравновешенности, ей присущи элегичность тона, опора на бытовые формы музицирования и интонации нем. нар. песни ("Песни без слов" для фп. и др.). Специфичная для М. образная сфера - изящная фантастич. скерцозность (увертюра из музыки к пьесе "Сон в летнюю ночь" и др.). Исполнит. стиль М.-пианиста, противника поверхностной виртуозности, повлиял на его инстр. музыку (концерты, ансамбли и др.). Один из создателей романтич. симфонизма, М. обогатил его жанром программной конц. увертюры ("Морская тишь и счастливое плавание", 1S32, и др.). Оперы - Свадьба Камачо (по М. Сервантесу, 1827), Возвращение с чужбины (1829, обе - Берлин), Лорелея (неоконч.; 1852, Бирмингем); оратории - Павел (1836), Илия (1846), Христос (неоконч.); церк. хор. музыка, кантаты; для орк. - 5 симф. (1824; Реформаторская, № 5 - 1832; Итальянская, № 4 - 1833; Симфония-кантата Хвалебный гимн, №.2- 1840; Шотландская, № 3 - 1842), 7 конц. увертюр, в т. ч. Гебриды, или Фингалова пещера (1830; 2-я ред. 1832); 13 симф. для струн. орк. (1821-23); концерты с орк., в т. ч. для фп. (1831, 1837), для скр. (1844); кам. ансамбли, в т. ч. 4 фп., 7 струн. квартетов; соч. для фп. ("Песни без слов", 1829-45, и др.), для органа; ок. 60 хоров, св. 100 песен; музыка к спектаклям драм. театра ("Сон в летнюю ночь" Шекспира, 1842) и др. Mendelssohn-Bartholdy's Werke, Serie 1 - 19, Lpz., 1874-77.
Иванов-Борецкий М., Мендельсон. Биографич. очерк, М., 1910; Курцман А. С., Ф. Мендельсон, М., 1967; Мейлих Е. И., Ф. Мендельсон-Бартольди, Л., 1973; Mendelssohn К., Goethe und F. Mendelsschn-Bartholdy, Lpz., 1871; Wolff E., F. Mendelssohn-Bartholdy, В., 1S05; Hartogh J., F. Mendelssohn-Bartholdy, Leiden, 19C8; Jacob H. E., F. Mendelssohn und seine Zeit, Fr./M., 1959; Ranft P., F. Mendelssohn-Bartholdy. Eine Lebenschronik, Lpz., [ 1972]; Wernеr E., Mendelssohn: Leben und Werk in neuer Sicht, Z., 1980; F. Mendelssohn-Bartholdy, Darmstadt, 1982; Mendelssohn and Schumann: Essays on their music and its context, Durham, 1984. Т. Л. Бахрах.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь