на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



МЕНЗУРАЛЬНАЯ НОТАЦИЯ (от лат. mensura - мера, букв. - размеренная нотация) - система нотного письма, применявшаяся ок. 1250-1600 для записи полифонич. и монодийной музыки. В этой системе установлены точные временные соотношения между отд. нотами на основе двоякого деления их длительностей - 3-дольного, а с 14 в. также 2-дольного (см. Мензура, 2). М. и. разрабатывали и описывали Й. де Гарландиа, Франко Кёльнский (13 в.), У. Одингтон (13-14 вв.), Филипп де Витри, И. де Мурис, Маркетто Падуанский (14 в.), Й. Тинкторис, Ф. Гафури (15-16 вв.) и др. В развитии М. н. условно выделяют 2 периода. Первый (1250-1450) характеризуется быстрой эволюцией нотации и её бытованием в разных локальных версиях (основные - итал. и франц.). В этот период были повсеместно распространены сплошь зачернённые нотные знаки: максима (двойная лонга) лонга бревис семибревис ("чёрная" нотация). Каждому нотному знаку по длительности соответствовал определ. знак паузы. Если в 13 в. единицей счётного времени была лонга, то начиная с 14 в. ввиду ускорения временной пульсации в музыке эта функция постепенно перешла к бревису. Второй период (1450-1600) характеризуется относит. стабилизацией и унификацией нотации. М. н. этого периода - гл. обр. "белая", т. е. её ноты обозначались лишь чёрным контуром (кроме наименьших длительностей). "Белая" нотация слагалась из единичных нотных знаков, лигатур (знаков, в графике которых объединены 2 ноты и более), а также пауз. Длительности нот в лигатурах определялись по особым правилам. Длительности единичных нотных знаков и их деление на более мелкие зависели от 3- или 2-дольного деления бревиса (tempus perfectum или imperfectum) и семибревиса (prolatio major или minor), а также от длительностей окружающих нот. В М. н. применялись 4 осн. комбинации мензур tempus и prolatio, на которые указывали знаки, помещаемые в начале 1-й нотной строки и при смене мензуры - Ритмич. усложнение мелодии, линий в вок. музыке 15-16 вв. обусловило появление дополнит. знаков, позволивших варьировать длительности отд. нот. Необходимое изменение темпа в многочастных композициях способствовало развитию системы proportio, т. е. обозначений пропорционального 2- и 3-кратного уменьшения (реже - увеличения) длительностей всех нотных знаков. К кон. 16 в. утвердились соподчинение длительностей в отношении 1:2 н округлая запись нот, что свидетельствовало об отказе от М. н. и переходе к совр. системе нотного письма. Салонов М. А., Мензуральная ритмика и ев апогей в творчестве Г. де Машо, в сб.: Проблемы муз. ритма, М., 1978; Холопова В. Н., Муз. ритм, М,, 1980; Wolf J., Geschichte der Menzuralnotation von 1250-1460, Bd 1-3, Lpz., 1904, переизд. - Hildesheim-Wiesbaden, 1965; Ape 1 W., The no'tation of polyphonic music, 900-1600, Camb., (Mass.), 1942, S1961: Вank J. A., Tactus, tempo and notation in mensural music from the 13 to the 17 century, Amst., 11972]; Gallо F. A., Figura and regula. Notation and theory in the tradition of music mensurabilis, в кн.: Studien zur Tradition in der Musik. Kurtvon Pischer zum 60. Geburtstag, Munch., 1973; его же, Die Notationslehre im 14. und 15. Jahrhundert, в кн.: Geschichte der Musiktheorie, Bd 5 - Die mittelalterliche Lehre von der Mehrstimmigkeit, Darmstadt, 1984; Вesseler H., Gulke P., Schriftbild der mehrstimmigen Musik, 2Lpz., 1981 (Musikgeschichte in Bildern, Bd III, Lfg. 5); Rуbaric R., Vyvoj europskeho notopisu, Brat., 1982; Rastall R., The notation of Western music, L., 1983. Г. Лебедем.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
М..

ТАБАСАРАНСКАЯ МУЗЫКА

ФОЛЬКЛОР МУЗЫКАЛЬНЫЙ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

ЦЕНТРАЛЬНОЕ СОЗВУЧИЕ

ЭСТЕТИКА МУЗЫКАЛЬНАЯ

Музыкальный словарь ver16