на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



МЕССА (позднелат. missa, от лат. mitto - посылаю, отпускаю; итал. messa; франц. messe; нем. Messe; англ, mass) - центральный обряд суточного богослужебного цикла католич. церкви, в котором, как правило, важная роль отводится музыке. М.-служба аналогична правосл. литургии (прототип обряда - евангельский эпизод Тайной вечери). М. состоит из ординария (разделы, текст которых должен звучать ежедневно) и проприя (разделы, текст которых меняется в течение года в зависимости от праздника; см. схему). Текст М. обычно поётся (Missa solemms, или cantata, высокая, торжественная М.), но в некоторых случаях читается (Missa bassa, или lecta, - низкая М.). Осн. разновидности М. - реквием (заупокойная служба - missa pro defunctis), краткая М. (missa brevis; включает только Kyrie и Gloria; принята в нем. протестантской церкви), "хоральная" М. (использует в качестве cantus firmus нем. гимны в протестантской службе). Муз. оформление М. складывалось в практике григорианского пения. В ср.-век. М. представлены все виды григорианского хорала: речитатив и псалмодия, антифонное (интроит и коммунио) и респонсориальное (градуал, аллилуйя, офферторий) пение. Общая схема римской мессы (римскими цифрами обозначено традиционное членение мессы на 4 крупных отдела) С; появлением многоголосия в Европе григорианские песнопения М. стали обрабатывать в виде органума, дисканта (школы Нотр-Дам, Лиможская, Шартрская). К 14 в. относятся первые образцы полных хор. многогол. циклов ординария; среди них - анонимная Турнейская месса, месса Г. де Машо. С этого времени М. называют хор. циклы на текст ординария или (редко) проприя (напр., "Choralis Constantinus" Изака). Преобладающий тип композиции в 14-15 вв. - М. на cantus firmus, первоначально григорианский, а с нач. 15 в. и до Тридентского собора (1545-63) - светского происхождения (мелодии шансон, Lied; см. Возрождение). В творчестве композиторов нидерландской школы (Г. Дюфаи, Й. Окегем, Я. Обрехт, Жоскен Депре) месса-ординарий формируется в целостный, замкнутый цикл с особыми принципами объединения - единым cantus firmus, сходными начальными оборотами (motto), сквозным проведением попевок. Мессы-пародии используют не одногол., а многогол. источник; (обычно шансон). В кон. 15-16 вв. появились М. без cantus firmus ("Mi-Mi" Окегема, "Месса папы Марчелло" Палестрины), иногда с использованием техники канона ("Missa prolationum" Окегема, "Ad fugam" Палестрины). Кроме хор. исполнения a cappella, M. этого времени допускали участие инструментов, в нотах не указанных и дублировавших хор. партии. Сложилась традиция замены в отд. разделах М. хор. звучания органным (во 2-м и 5-м Kyrie, 1-м Christe, в нечётных, кроме 1-й, строках Gloria в т. д.). Части М., исполнявшиеся на органе в т. н. альтернативной манере (антифонно с хором), составляли органные М, - сначала в виде обработок григорианского хорала (16 в.), затем с включением импровизационных (токкат, прелюдий), полифония, (ричеркаров, канцон) жанров (Дж. Фрескобальди), а у франц. композиторов кон. 17-18 вв. - светских пьес (речитативов, арий, танцев; Ф. Куперен). В дальнейшем М. претерпела эволюцию, обитую для всех церк. жанров (см. Церковная музыка); в искусстве барокко - в сторону концертности (сближение с оперой, использование монодии, введение самостоят. инстр. номеров, чередование сольных и хор. эпизодов, расширение орк. партии; К. Монтеверди, Ф. Кавалли, А. Кальдера, А. Скарлатти, "Высокая месса" h-moll Баха), во 2-й пол. 18 - нач. 19 вв. - в сторону симфонизации жанра (мессы Й. Гайдна, В. А. Моцарта, "Торжественная месса" Бетховена). В 19 в. М. испытала влияние эстетики романтизма (К М. Вебер, Ф. Шуберт, Ф. Лист, С. Франк, А. Брукнер). В 20 в. наряду с развитием романтич. традиций (Ш. М. Видор, Л. Вьерн) в жанре М. отчётливо проявились и тенденции неоклассицизма (А. Казелла, И. Ф. Стравинский, Ф. Пуленк).
Бобровницкий И. М., О происхождении и составе римско-католич. литургии и отличии её от православной, К., 1873; Иванов-Борецкий М. В., Очерк истории мессы, М., 1910; Друскин М. С., Пассивны и мессы И. С. Баха, Л., 1976; Теоретич. наблюдения над историей музыки. Сб. статей, М., 1978; Евдокимова Ю. К., Симакова Н. А., Музыка эпохи Возрождения: Cantus prius factus и работа с ним, М., 1982; Симакова Н., Вок. жанры эпохи Возрождения, М., 1985; Wagner P., Geschichte der Messe, Bd 1, Lpz., 1913; Fellerer К. G., Die Messe. Ihre musikale Gestalt vom Mittelalter bis zur Gegenwart, Dortmund, 1951. См. также лит. при ст. Полифония. Т. Б. Баранова.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
М..

МАКОМ

МАКФИ

МАЛЕР

МАРЕШ

МАРИН

МАРИО

МАРИЧ

МАРКС

МАРТО

МАСКА

МАССЕ

МАТИС

МАТЬЁ

МАУРИ

МАХДИ

МЕЙЕР

МЕЛБА

МЕЛОС

МЕНОН

МЕШКО

МИЁСИ

МИГАЙ

МИКСТ

МИЛАН

МИНИН

МИНОР

МИРЕК

МИХАЙ

МИЯГИ

МОДУС

МОЗЕР

МОЛАС

МОЛОВ

МОНТЁ

МОНТЕ

МОРЛИ

МОТЕТ

МОТИВ

МОТЛЬ

Музыкальный словарь ver16