на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


МЕТАБОЛА (от греч.- изменение, переход) - 1) в др.-греч. муз. теории перемена в том или ином аспекте муз. изложения: ладового рода (переход из диатона в хрому; см. Древнегреческие лады, Роды интервальные) или состава (напр., смена "тетрахорда отделённых" "тетрахордом соединённых"; см. Совершенная система), ритма (метра), характера в разделах мелодии. Тональная модуляция (также смена лада) сходна с понятием М. 2) Термином "М." целесообразно обозначать переходы, не соответствующие понятию модуляции (напр., переход от симметричного лада С1.2 в инородный ему C-dur - окончание вступления ко 2-й картине "Садко"; переходы из диатоники в микрохроматику в вост. монодич. ладах). См. также "Странные пометы", "Странный голос".
Аноним [Клеонид], Введение в гармонику, "Филологич. обозрение", 1894, т. VII, кн. 1-2; Лосев А. Ф., История античной эстетики. Ранний эллинизм, М., 1979.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь