на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


МЕТРОТЕКТОНИЗМ (от греч.- мера и - строитель, создатель) - теория временной структуры муз. формы, выдвинутая Г. Э. Конюсом. Примыкает к эстетич. теории пропорций (гл. обр. в архитектуре). Согласно теории М., кристаллич. симметрия временных (тактовых) отношений в муз. произв. является важнейшим фактором красоты музыкального целого. Открытие этой стороны муз. формы и выработка соответствующего метода её анализа составляют ценность теории. В противоположность традиц. теории (X. Риман и др.), М. исходит не из категории мотива (синтаксич. "покровный" метр), а из категории такта (зодческий, "скелетный" метр). Части муз. формы рассматриваются как такты высшего порядка. Равенство их группировок (напр., в тактах образует "гармонию" временных структур. В связи с этим "закон равновесия временных величин" считается общим принципом всякой муз. формы. Анализ этюда Ф. Шопена ор. 10 № 12, выполненный Конюсом: Анализам Конюса, однако, иногда свойственны натяжки,
Конюс Г. Э., Метротектонич. исследование муз. формы, М., 1933; Гика М., Эстетака пропорций в природе и искусстве, пер. с франц., М., 1936. И. Холопов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь