на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



МИЙО (Milhaud) Дариюс (1892-1974) - франц. композитор, дирижёр. Чл. Академии изящных искусств (1972). Учился в Парижской конс. у А. Жедальжа, Ш. М. Видора (композиция), П. Дюка (дирижирование), в "Схола канторум" у В. д'Энди. В 1916-18 в качестве секретаря посла Франции (поэта П. Клоделя) находился в Бразилии. Знакомство с музыкой Юж. Америки нашло отражение в "Бразильских танцах", балете "Бык на крыше" и др. Один из членов "Шестёрки". Участвовал в работе Народной музыкальной федерации. Выступал как дирижёр (в СССР в 1926, с исполнением собств. произв.). В годы 2-й мировой войны 1939-45 эмигрировал в США. В 1945-62 проф. Парижской конс. Один из крупнейших франц. композиторов 20 в. Разделял бунтарские устремления "Шестёрки", испытал влияние музыки И. ф. Стравинского, пришёл впоследствии к более уравновешенному стилю. В его музыке, нередко политональной, ритмически импульсивной, чётко прослеживается фольклорная основа. М. зачастую обращался к нар. мелодиям и ритмам, к темам и образам франц. муз. классики. В творчестве сильны гражданственные мотивы: 4-я симфония, посв. 100-летию Революции 1848; кантата "Огненный замок" - памяти жертв фаш. концлагерей, "Кантата о мире" (1937); "Ода погибшим на войне" (1963) и др. Оперы - Эвмениды [3-я часть трилогии "Орестея", по Эсхилу, в пер. П. Клоделя, 1922, конц. исп. 1949, Брюссель; трилогия полностью (1-я и 2-я ч.- трагедии Агамемнон и Хоэфоры, с музыкой М.), 1963, Зап. Берлин], Несчастья Орфея (1924, пост. 1926, Брюссель), Бедный матрос (1927, Париж), 3 оперы-минутки: Похищение Европы (1927, Баден-Баден), Покинутая Ариадна и Избавление Тесея (1928, Висбаден), Христофор Колумб (1930, Берлин), Максимилиан (1932, Париж), Боливар (1943, пост. 1950, там же), Давид (1953, пост. 1955, Милан), Преступная мать (1966, Женева) м др.; балеты - Бык на крыше (1920, Париж), Сотворение мира (1923, там же), Голубой экспресс, Салат (оба - 1924, там же), Колокола (1946, Чикаго), Ветвь птиц (1959, пост. 1965, Ницца) и др.; кантаты, в т. ч. Кантата о мире (1937), Кантата сына и матеря (1938), Кантата о войне (1940), Огненный замок (1954), хор. симф. Мир на земле (1963); для орк. - 12 симф. (1939-61) и др.; концерты с орк.; кам.-инстр. ансамбли; произв. для голоса и фп.; музыка к спектаклям драм. театра и к.-ф. и др.
Notes sans musique, P., 1949, 1963 (рус. пер. фрагментов - Говорит Д. Мийо, "СМ", 1962, № 9; Заметки без музыки, там же, 1963, № 2-3).
Крейн Ю., Д. Мийо, "СМ", 1957, № 8; Дюмениль Р., Совр. композиторы группы "Шести", [пер. с франц.], Л.; 1964; Филенко Г., Мийо, в кн.: Музыка XX века. Очерки, ч. 2, кв. 4, М., 1984; Кокорева Л., Д. Мийо, Жизнь и творчество, М., 1986. И. А. Медведева.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
М..

ЛИРА

ЛИРУ

ЛИСС

ЛИСТ

ЛИЦО

ЛОНГ

ЛУКК

ЛУРА

ЛЮПО

ЛЮТШ

МАЙР

МАРА

МАРЕ

МАРШ

МАШО

МЕРЦ

МЕТА

МЕТР

МИГО

МИЛА

МИНХ

МИЧА

МИШО

МОЛМ

МОНН

МОТА

МУДИ

МУХА

МЮНШ

МЯГИ

НАШЕ

НЕВЁ

НЕТЛ

НЕФЕ

НОЛЬ

НОНА

НОНО

НОТА

НУБА

Музыкальный словарь ver16