на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


МИНОР (итал. minore, от лат. minor - меньший, также moll, от лат. mollis - мягкий) - лад, устойчивые звуки которого составляют малое (минорное, с м. терцией в основе) трезвучие, придающее ему специфич. тёмную окраску (минорное наклонение, противоположное мажору). Осн. виды М.: а) гармония. М. - с обострённым, полутоновым тяготением 7 ступени в 1 (по аналогии с одноимённым мажором); распространён гл. обр. с 17 в., преим. в проф. музыке: б) Натуральный М. - с расстоянием от 7 ступени до 1, равным б. секунде. В качестве эолийского лада свойствен многим нар. муз. культурам, в т, ч. русской; широко распространён и в рус. проф. музыке (Хор поселян из 4-го действия оперы "Князь Игорь"): в) Мелодич. М. - с повышенными 6 и 7 ступенями (по аналогии с верх, тетрахордом натурального мажора). Чаще встречается в.восходящем движении. Мелодич. М. в нисходящем движении свойствен некоторым нар. муз. культурам, напр. норвежской (часто используется в музыке Э. Грига). Объединение в одной системе звукорядов 3 видов М. образует полную форму М:

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь