на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


МОДАЛЬНАЯ ГАРМОНИЯ - гармонич. техника, опирающаяся на принцип ладового звукоряда в отличие от тонального принципа центрального созвучия (см. Модус, Модальность, Тональность). Различают старую М. г. (многоголосие эпохи средневековья, Ars nova, Возрождения) и новую М. г. в музыке 19 - 20 вв. (неомодальность). Старая М. г. опирается на ср.-век. лады (модусы) и принципы григорианской монодии, сильно их видоизменяя. В модальном многоголосии утрачивают практич. значение понятие амбитуса, деление ладов на автентические и плагальные (см. Церковные лады). В результате развития вводнотоновости и хроматизма (musica ficta, musica fals" - "ложная музыка") разрушается диатонич. структура лада. Монодийные ладовые характеристики (финалис, реперкусса', см. Функции модальные) уступают место новым многоголосным (заключит. созвучие, гармонич. клаузула, каденционный план; см. Каденция, 1), что ведёт к образованию модально-гармонич. ладов (по Ю. Н. Холопову). Вместе с тем сохраняются мелодич., а не аккордово-гармонич. представление о ладе, многоладовость, опора на церк. лады, интервальная концепция вертикали, линеарно-мелодич., а не тонально-функциональная логика связи созвучий. В недрах модальной системы постепенно вызревают тональные принципы. Этот процесс особенно активизируется во 2-й пол. 16-17 вв. Для этого периода характерно смешение (в разных пропорциях) принципов старой модальности и нарождающейся двуладовой системы мажора и минора, к-рая в нач. 18 в. полностью вытесняет М. г. (черты модальности сохраняются гл. обр. в обработках церк. песнопений). В 19-20 вв. вновь возрождаются некоторые принципы М. г. (напр., у М. П. Мусоргского, А. П. Бородина) - ориентация на определ. ладовый звукоряд, нецентрализованность лада, переменность устоя, отступления от классич. функциональной логики связи аккордов. Характер неомодальной гармонии зависит в каждом случае от ладового материала (пентатоника, диатоника, искусств. хроматич. лады, в т. ч. симметричные лады), константности или диссонантности вертикали, разл. эстетич. установок (стилизация музыки прошлых эпох, обращение к фольклору, воспроизведение особенностей вост. музицирования и т. д.). М. г. 20 в. находит индивидуальное преломление в творчестве И. Ф. Стравинского, Б. Бартока, О. Мессиана, Д. Д. Шостаковича и др.
Баранова Т. Б., Проблемы модальной гармонии в совр. уч. курсе, в сб.: Совр. музыка в теоретич. курсах вуза, М" 1980; Холопов Ю. Н., Модальная гармония, в сб.: Муз. искусство, Таш., 1982; его же, О гармонии Г. Шютца, в сб.: Генрих Шютц, М., 1985; История гармонич. стилей. Заруб. музыка доклассич. периода. [Сб. статей), М., 1987. Т.Б. Баранова.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь