на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


МОДУС (лат. modus - мера, способ, правило, предписание) - 1) в ладовой теории средневековья термин "М." вместе с tonus, tropus применялся по отношению к церковным ладам. В понимании ср.-век. теоретиков, М. показывал, как следует правильно начинать, продолжать и заканчивать мелодию. М. имел свои специфич. мелодич. формулы, модальные характеристики и функции - структуру ладового звукоряда, амбитус, финалис, реперкуссу. Поскольку понятие М. близко рус. термину лад, его часто переводят как "лад". М; отличается от лада в классич. мажорно-минорной системе нецентрализованностью, диатоничностью, отсутствием вводнотоновых тяготений, мелодическим, а не аккордово-гармонич. структурным обоснованием. 2) В ритмич. теории 12-13 вв. М. - формулы (всего 6), которые составляли основу ритмики одногол. мелодии или голоса в многоголосии. М. имели 3-дольную (перфектную) структуру: 3) В мензуральной ритмике М. - это мензура (2), показывающая, на сколько лонг делится максима (большой М.) и на сколько бревисов делится лонга (малый М.). И большой, и малый М. могли иметь перфектное и имперфектное (2-дольное) деление. См. Мензуральная нотация. 4) В додекафонии М. - любая из 4 форм серии: осн. вид, инверсия, ракоход, инверсия ракохода. 5) Психоэмоциональный строй, свойственный муз. произведению (или его части), импровизации (напр., в вост. музыке; см. Макам).

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь