на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


МОНТЕВЕРДИ (Monteverdi) Клаудио (1567-1643) - итальянский композитор. Чл. римской конгрегации "Санта-Чечилия" (1590). С 1590 служил при дворе герцога Мантуанского (певец, исполнитель на струн. инструментах, в 1601 - 12 учитель музыки). Путешествуя с ним по Европе, знакомился с новой европ. музыкой. Опыт Флорентийской камераты перенёс в Мантую: в 1607 появилась первая опера М. "Орфей", в 1608 - "Ариадна". М. угнетало бесправие придв. музыканта, но лишь в 1б12 он добился увольнения. С 1613 руководил капеллой собора Сан-Марко в Венеции. Новаторское по своей сути творчество М. в то же время развивает традиции прошлого, прежде всего - ренессансной хор. полифонии. М. отстаивал господствующую роль слова в музыке (почти все его произв. связаны с лит. текстом), достиг единства драм. и муз. начал. Он обратился к гуманистич. теме в музыке, отказался от чисто декоративной аллегоричности. Об эволюции оперного творчества М. можно судить по 3 сохранившимся целиком произв.: "Орфей", "Возвращение Улисса на родину" (1640), "Коронация Поппеи" (1642). В "Орфее" М., утверждая принципы Флорентийской камераты, усилил трагнч. мотивы, индивидуализировал речитативный стиль (создал разл. типы речитатива, которые в дальнейшем повлияют на обособившиеся формы - арии и собственно речитативы). "Плач Ариадны" (единственный уцелевший фрагмент из оперы "Ариадна") по приёмам муз. выразительности н взаимодействию музыки и слова - классич. образец lamento. В "Возвращении Улисса на родину" большое внимание уделено внешним сценич. эффектам, поворотам действия. "Коронация Поппеи" напряжённостью психологич. конфликтов, антитезами комич. и трагедийного, возвышенной и низкой лексики, патетики и приземлённой жанровости перекликается с шекспировской драмой. Мадригалы М. (8 сборников, изд. в Венеции в 1587-1638) отражают путь, проделанный жанром в кон. 16 - 1-й пол. 17 вв. М. достиг предельной драматизации мадригала (прежде всего, в "Поединке Танкреда и Клоринды"), превратив его в драм. сцену, и использовал новые исполнит. приёмы (в т. ч. пиццикато и тремоло струнных). Смелые новации отличают гармонию М. (свободное применение диссонансов, септаккорда без приготовления и др.). Светская и духовная (выделяется "Вечерня девы Марии", 1610) лирика М. взаимосвязаны: его оперный стиль повлиял на сольные мотеты, а хор. письмо (в мадригалах и духовных произв.) - на стиль "драмы на музыке". Большая заслуга в воскрешении наследия М. принадлежит Дж. Ф. Малипьеро, опубликовавшему его собрание соч. Tutte le ореrе, еd. О. P. Malipiero, v. t -17, Asolo, 1926-66; Composizioni vocali profane e sacre (inedite), ed. W. Osthoff, Mil., 1958.
Lettere, dediche e prefazione, ed. D. de Paoli, Roma, 1973.
Бpонфин E., К. Монтеверди, Л., 1970; Конeн В., Монтеверди, М., 1971; Redlich Н., С. Monteverdi..., Olten, [1949]; Аrnold D., Monteverdi, L. -N. Y., 1963; C. Monteverdi. Orfeo, (сб.), Camb., 1986.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь