на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


МОСКОВСКАЯ ШКОЛА - условное определение, относимое к группе моск. композиторов 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. Во главе М. ш. стоял П. И. Чайковский, после его смерти - С. И. Танеев. М. ш. противопоставлялась петербургской школе, возглавлявшейся Н. А. Римским-Корсаковым. Однако существовавшие между школами разногласия касались частных вопросов и не затрагивали коренных идейно-эстетич. основ творчества. Обе школы представляли передовое направление в рус. музыке. Многие моск. и петерб. композиторы рубежа 19-20 вв. (А. С. Аренский, А. Т. Гречанинов, М. М. Ипполитов-Иванов, Вас. С. Калинников и др.) стремились к объединению творч. принципов Чайковского и Римского-Корсакова. Ученики последнего - Аренский и Ипполитов-Иванов - сыграли значит. роль в муз. жизни Москвы, примкнули к окружению Чайковского. Воспитанник Моск. конс. Гречанинов занимался у Римского-Корсакова (в дальнейшем работал преим. в Москве). Танеев в кон. 19 в. был тесно связан с петерб. муз. кругами. К М. ш. причисляют также С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, Н. К. Метнера, которые, однако, в своём творчестве, связанном с новым этапом развития рус. музыки, отошли от традиций М. ш., сложившихся в 19 в.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь