на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


МОТЕТ (франц. motet, от mot - слово; лат. motetus, также motellus, mutetus, motecta и др.; англ. motet; итал. motetto; нем. Motette) - род вокальной или вок.-инструментальной музыки. Исток М. - в ср.-век. практике тропирования (см. Троп). Ранние формы М. (кон. 12 в.) возникли в результате подтекстовки (латинской, позже французской) верх. голоса (duplum, позже motetus; назв. перешло на всю композицию) клаузулы, парафразирующей слова тенора. В теноре звучал литургич. напев с литургич. текстом; с 13 в. в М. проникают светские (песенные и танц.) мелодии и тексты. Важнейшее отличие М. от других родов, "musica mensurata" - многотекстовость (со временем - многоязычная). В эпоху Ars antiqua M. представлен у Перотина, Франко Кёльнского, Пьера де ла Круа. Новый тип - изоритмический М. (см. Изоритмия) - возник в эпоху Ars nova (Филипп де Витри, Гильом де Машо). У Й. Чикониа появляется М. со свободно сочинённым тенором и имитациями в верх. голосах. В 15 в. постепенно вырабатывается муз. и текстовое единство М. Композиции со свободным тенором встречаются у Г. Дюфаи, Дж. Данстейбла. Во 2-й пол. 15 в. у Й. Окегема и Я. Обрехта устанавливается 4-гол. состав М. В мотетах Й. Окегема и Жоскена Депре ощутимо влияние итал. лауды, фроттолы; мотетам Жоскена близки соч. X. Изака, Пьера де ла Рю, А. Брюмеля. В это же время Й. Тинкторис впервые определяет М. как особый муз. род, стоящий между мессой и песней. В 16 в. М. развивается как в русле венецианской школы с типичной для неё многохорностью (А. Вилларт, А. и Дж. Габриели и др.), так и в традициях римской школы, где расцветает классич. вок. полифония Палестрнны. Л. Зенфль, И. Вальтер, Я. Галлус, О. Лассо развивали традиции Жоскена Депре (Лассо - также традиции Палестрины и итал. мадригалистов). В Англии М. представлен в творчестве К. Тая, Т. Таллиса, У. Бёрда и др. В 17 в. М. теряет типологич. устойчивость. Иногда М. истолковывается как особый "стиль", сближенный со "старинным", со "стилем Палестрины" и пр. В другом толковании, М. - особая техника письма. В это время возникает множество "гибридов", композиций в "смешанном роде" (М. Преториус): многохорный М.-концерт, развивающий традиции венецианской школы; "монодический", "сольный" или М.-концерт для небольшого состава с basso continuo в духе "Ста церковных концертов" Виаданы; М.-ария, М.-сцена, М.-диалог, отразившие взаимодействие с ораторией и муз.-сценич. жанрами. Эти разноречивые тенденции сказываются в творчестве Г. Шютца, И. Г. Шейна, С. Шейдта, М. Преториуса, К. Монтеверди, Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо, Г. Пёрселла, Г. Ф. Генделя и синтезируются в шести мотетах И. С. Баха. Теоретики позднего барокко отождествляют М. с фугой. М. постепенно сближается с хор. кантатой или перерастает в сольную. Во 2-й пол. 18 в. М. представлен у М. Гайдна, И. И. Фукса, А. Кальдары, В. А. Моцарта, в 19 в. - у Р. Шумана, Ф. Мендельсона, И. Брамса, А. Брукнера, М. Регера, Ш. Гуно, С. Франка, К. Сен-Санса, В. д'Энди и др. С нач. 20 в. возобновляется интерес к старинным традициям М., который становится прототипом техники композиции в соч. А. Веберна, И. Ф. Стравинского, Д. Лигети.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь