на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



МОТЕТ (франц. motet, от mot - слово; лат. motetus, также motellus, mutetus, motecta и др.; англ. motet; итал. motetto; нем. Motette) - род вокальной или вок.-инструментальной музыки. Исток М. - в ср.-век. практике тропирования (см. Троп). Ранние формы М. (кон. 12 в.) возникли в результате подтекстовки (латинской, позже французской) верх. голоса (duplum, позже motetus; назв. перешло на всю композицию) клаузулы, парафразирующей слова тенора. В теноре звучал литургич. напев с литургич. текстом; с 13 в. в М. проникают светские (песенные и танц.) мелодии и тексты. Важнейшее отличие М. от других родов, "musica mensurata" - многотекстовость (со временем - многоязычная). В эпоху Ars antiqua M. представлен у Перотина, Франко Кёльнского, Пьера де ла Круа. Новый тип - изоритмический М. (см. Изоритмия) - возник в эпоху Ars nova (Филипп де Витри, Гильом де Машо). У Й. Чикониа появляется М. со свободно сочинённым тенором и имитациями в верх. голосах. В 15 в. постепенно вырабатывается муз. и текстовое единство М. Композиции со свободным тенором встречаются у Г. Дюфаи, Дж. Данстейбла. Во 2-й пол. 15 в. у Й. Окегема и Я. Обрехта устанавливается 4-гол. состав М. В мотетах Й. Окегема и Жоскена Депре ощутимо влияние итал. лауды, фроттолы; мотетам Жоскена близки соч. X. Изака, Пьера де ла Рю, А. Брюмеля. В это же время Й. Тинкторис впервые определяет М. как особый муз. род, стоящий между мессой и песней. В 16 в. М. развивается как в русле венецианской школы с типичной для неё многохорностью (А. Вилларт, А. и Дж. Габриели и др.), так и в традициях римской школы, где расцветает классич. вок. полифония Палестрнны. Л. Зенфль, И. Вальтер, Я. Галлус, О. Лассо развивали традиции Жоскена Депре (Лассо - также традиции Палестрины и итал. мадригалистов). В Англии М. представлен в творчестве К. Тая, Т. Таллиса, У. Бёрда и др. В 17 в. М. теряет типологич. устойчивость. Иногда М. истолковывается как особый "стиль", сближенный со "старинным", со "стилем Палестрины" и пр. В другом толковании, М. - особая техника письма. В это время возникает множество "гибридов", композиций в "смешанном роде" (М. Преториус): многохорный М.-концерт, развивающий традиции венецианской школы; "монодический", "сольный" или М.-концерт для небольшого состава с basso continuo в духе "Ста церковных концертов" Виаданы; М.-ария, М.-сцена, М.-диалог, отразившие взаимодействие с ораторией и муз.-сценич. жанрами. Эти разноречивые тенденции сказываются в творчестве Г. Шютца, И. Г. Шейна, С. Шейдта, М. Преториуса, К. Монтеверди, Ж. Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо, Г. Пёрселла, Г. Ф. Генделя и синтезируются в шести мотетах И. С. Баха. Теоретики позднего барокко отождествляют М. с фугой. М. постепенно сближается с хор. кантатой или перерастает в сольную. Во 2-й пол. 18 в. М. представлен у М. Гайдна, И. И. Фукса, А. Кальдары, В. А. Моцарта, в 19 в. - у Р. Шумана, Ф. Мендельсона, И. Брамса, А. Брукнера, М. Регера, Ш. Гуно, С. Франка, К. Сен-Санса, В. д'Энди и др. С нач. 20 в. возобновляется интерес к старинным традициям М., который становится прототипом техники композиции в соч. А. Веберна, И. Ф. Стравинского, Д. Лигети.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
М..

МЕНОН

МЕССА

МЕШКО

МИЁСИ

МИГАЙ

МИКСТ

МИЛАН

МИНИН

МИНОР

МИРЕК

МИХАЙ

МИЯГИ

МОДУС

МОЗЕР

МОЛАС

МОЛОВ

МОНТЁ

МОНТЕ

МОРЛИ

МОТИВ

МОТЛЬ

МОФФО

МУГАМ

МУЗЕИ

МУКАМ

МУРИН

МУРИС

МУРОВ

МУСИН

МУХИН

МУЦИО

МЮЗЕТ

НАБАТ

НАКРЫ

НАПЕВ

НЕ ЭР

НЕВМЫ

НЕМЕН

НИКИШ

Музыкальный словарь ver16