на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



МУЗЫКА (от греч. - искусство муз) - искусство интонации, художественное отражение действительности в звучании. Художественная деятельность в музыке направлена на звуковой материал (см. Звук музыкальный), организуемый в высотном, временном, тембровом, громкостном и др. отношениях (в отличие от словесной речи, в которой звуки организованы гл. обр. в артикуляц. отношении) с целью воплощения особой образной мысли, ассоциирующей состояния и процессы внешнего мира, внутр. переживаний человека со слуховыми впечатлениями (см. Художественный образ). В историческом плане развитие музыки неотделимо от деятельного развития чувственных способностей самого человека (см. Эстетика музыкальная); ход слухового освоения человеком звукового материала в изменяющихся культурных условиях составляет наиболее фундаментальный уровень истории музыки. В рамках первобытного синкретич. праискусства. содержавшего также начатки танца и поэзии, музыка была лишена многих качеств, ставших доминирующими позднее. В раннестадиальном фольклоре различных народов музыкальный звук неустойчив по высоте, неотрывен от речевой артикуляции. Мелодия зачастую представляет собой совокупность глиссандирующих подъёмов и спадов (см. Экмелика), объединяющих контрастные высотные зоны в ритмич. порядке, зависящем от ритмики словесного текста и танца. Однако этот первичный звуковысотный контраст уже наделён эмоциональной выразительностью благодаря изначальной связи музыкального интонирования с психофизиологическими состояниями людей, со словом, пластическим движением, благодаря включённости музицирования в быт, в трудовые процессы, в ритуал (см. Народная музыка). Постоянство этих связей, формирующее первичные музыкальные жанры (см. Жанр музыкальный), приводит к стабилизации высот (и, как следствие, к их закреплению в определ. строе). Тем самым, в общественном муз. сознании высота звука отделяется от тембра голоса и речевой артикуляции; появляется категория лада. Возникают звукоряды и основанные на них мелодии. Звуковысотность, зафиксированная в музыкальном строе, предполагает развитие слуховых навыков (см. Слух музыкальный), особой музыкальной памяти, удерживающей положение звука в высотном диапазоне, относительно других звуков. Обретая точную высоту, интонация становится способной воплотить более широкий и дифференцированный образный смысл. Он, с одной стороны, выступает как сохранившийся в интонац. формулах след их прошлого значения, связанного с определенным контекстом музицирования, с первичным жанром; с др. стороны - продолжается процесс "вбирания" смысла в интонацию "извне", из образующихся новых связей музыки и слова, музицирования и его социокультурного контекста. В профессиональном творчестве зрелых музыкальных культур сохраняется воздействие на интонацию танцевального движения, обрядовых ситуаций, других видов искусства. В то же время музыка в ряде жанровых направлений постепенно освобождается от непосредственной зависимости от слова, бытового или ритуального контекста. Интонац. элементы и законы их организации (см. Гармония, Форма музыкальная) обретают логическую самостоятельность и собственную историческую жизнь, хотя тем не менее в символически-ассоциативной форме сохраняют многозначную связь со словом и социальным контекстом. Появляется автономный музыкальный язык, способный выразить одноврем. и конкретность переживания, и обобщённость мысли. Специфика музыки как особой эстетич. ценности раскрывается в соотношении прикладных и специально-художеств. целей творчества. Формирование первичных жанров связано с выполнением музыкой прикладных задач (см. Прикладная музыка), которые подразумевали использование канонизиров. выразительных средств. Ценность музыки в этих условиях зависела от типичности её формы, от близости к нормативным образцам. Формирование автономного музыкального языка и особой сферы распространения музыки, не равнозначной ни быту, ни церемониалу, ни культу, привели к осознанию новой цели: оригинального воплощения индивидуальной авторской мысли (см. Композиция). В этих условиях ценность музыки состоит в неповторимой структуре произведения музыкального и одноврем. во внутр. смысловой оправданности избранных композитором средств. Снижение художественного качества в автономной музыке может являться результатом либо стандартности авторского мышления (см., напр., Салонная музыка), либо самодовлеющей ориентации на использование оригинальных эффектов, противоречащей внутр. цельности опуса. Особый аспект специфики музыкального искусства - соотношение его временной природы (любое музыкальное явление существует как необратимая последовательность интонаций и интонац. комплексов) и художеств.-смысловой целостности. Первичный тип целостности в музыке представлен импровизацией - процессом музицирования, не имеющим функционально различимых средств для обозначения начала и конца пьесы. Впечатление целостности в этом случае создаётся благодаря тому, что элементы, составляющие импровизацию, интонационно родственны друг другу, будучи вариантами исходной мелодич., ритмич., гармонич. модели. Близка импровизации вариационная форма, в которой, однако, различаются функции начала и конца (тема и её вариации, иногда завершаемые возвращением темы). Наиболее сложный тип музыкальной целостности представлен завершёнными музыкальными формами, в которых функции начала, развития и завершения выражены спец. музыкальными средствами (напр., экспозиция, разработка, реприза в сонатной форме). В этих формах звуковременной процесс членится на фазы, связанные друг с другом по типу причин и следствий. Восприятие таких форм предполагает активность слушательского внимания, способного сравнивать, сопоставлять, удерживать в памяти прошлое и настоящее, предвосхищать будущее развитие музыкальной мысли. В завершённых формах время звучания обретает специфич. пространственность: способность "застывать" в логике соотношения частей музыкального целого. Так возникает диалектика "формы-процесса" и "окристаллизованной формы" (Б. В. Асафьев). Завершённость музыкального произведения, в свою очередь, оборачивается процессуальностью в исполнит. интерпретации, которая оставляет в памяти слушателя завершённый образ произведения. Он снова развёртывается в процесс при знакомстве с др. исполнит. трактовками, с разл. осмыслением данного произв. в критике музыкальной. Специфич. особенности музыки как вида искусства реализуют природу искусства в целом: способность формировать человеческую личность, передавая ей ценности, нормы, идеалы, накопленные культурой и отвечающие как общечеловеческим потребностям, так и потребностям данной социальной среды (см. Народность искусства), запечатлевая в художественных образах всё более многомерную картину действительности (см. Реализм), развивая в человеке творческое начало, его созидат. активность.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
М..

МЕРУЛА

МЕРУЛО

МЕТНЕР

МИКИША

МИКУЛИ

МИЛЛЕР

МИНИМА

МИНКОВ

МИНКУС

МИНЧЕВ

МИХЛИН

МИШЛЕН

МЛОДЕК

МОВЧАН

МОЙЗЕС

МОКРЫЙ

МОРЕЛЬ

МОРКОВ

МОЦАРТ

МУЛЕРТ

МУНТЯН

МУСАЕВ

МУФФАТ

МУШЕЛЬ

МЫШУГА

МЮЗИКЛ

МЮЛЛЕР

МЮНЦЕР

МЯСКОВ

НЁРГОР

НАГАРА

НАНИНО

НАУМАН

НАУМОВ

НЕГЕЛИ

НЕДБАЛ

НЕЕДЛЫ

НЕМЦЕВ

НЕРУДА

Музыкальный словарь ver16