на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


МУЗЫКА ФИЛЬМА - специфический род музыкального искусства, компонент кино-, теле- или видеопроизведения. М. ф. может иметь как иллюстративный характер, приближаясь к прикладной музыке, так и выполнять одну из гл. ролей в раскрытии идейно-художеств. концепции фильма, быть фактором драматургии. В немом кинематографе демонстрацию киноленты сопровождали пианисты-иллюстраторы, инстр. ансамбли, иногда оркестры, исполнявшие популярные пьесы, танцы, импровизации, характер которых ассоциировался с экранной ситуацией (напр., галоп - с погоней). В то же время уже к немым фильмам специально сочинялась музыка ("Убийство герцога Гиза", комп. К. Сен-Сане, 1908; "Понизовая вольница", комп. М. М. Ипполитов-Иванов, 1908; "Броненосец "Потёмкин"", комп. Э. Майзель, 1925). Музыку к первым заруб. звуковым фильмам (кон. 1920-х - нач. 30-х гг.) писали А. Онеггер, Ж. Орик, Ж. Ибер, Д. Мийо, А. Блисс, Р. Воан-Уильямс, Б. Бриттен, Дж. К. Менотти, А. Копленд, Дж. Антейл, X. Эйслер, П. Хиндемит, В. Эгк, Т. Бергер, В. Фортнер и др. В ряде звуковых фильмов музыке принадлежала ведущая роль. Так, в 1920- 30-х гг. сложились осн. разновидности муз. фильмов: муз. кинокомедии, фильм-ревю, кинооперетта, киноопера, кинобалет, впоследствии утвердившиеся также на ТВ. Во взаимодействии этих жанровых элементов формировалась образная система кино- и телемюзикла. В сов. кинематографе с самого начала существовал приоритет авторской оригинальной композиции, создаваемой в тесном контакте с режиссёром и являющейся полноправным компонентом выразит. системы фильма (музыка Д. Д. Шостаковича к фильму "Новый Вавилон", 1929, и др.). В процессе развития звукового кино складываются драматургич. особенности М. ф. Так, внутрикадровая М. ф. мотивируется изображением и своеобразно иллюстрирует его; напротив, закадровая М. ф. отстранена от действия, но при этом обобщает скрытое течение сюжета. Наиб. распространённый принцип - вынос муз. характеристики героя (напр., песни, им исполняемой) за кадр (чаще всего - обработки песни в виде развёрнутых инстр. фрагментов) - закрепился вначале в муз. кинокомедии, основанной на массовой песне ("Весёлые ребята", 1934, "Цирк", 1936, "Волга-Волга", 1938, "Кубанские казаки", 1949, И.О. Дунаевского). В фильмах иной жанровой ориентации эта традиция продолжена Т. Н. Хренниковым, Н. В. Богословским, А. Я. Эшпаем, А. Н. Пахмутовой, А. П. Петровым, В. Е. Баснером, М. Г. Фрадкиным и др. Другой принцип состоит в проекции на кадровую ситуацию симфонически-обобщённых муз. образов, выражающих глубинный подтекст конкретного изображения. Образцы такой М. ф. создали Д. Д. Шостакович (фильмы "Одна", 1931; "Златые горы", 1931; "Встречный", 1932; "Гамлет", 1964, и др.), С. С. Прокофьев в фильмах реж. С. М. Эйзенштейна ("Александр Невский", 1938; "Иван Грозный", 1945, 1958), Ю. А. Шапорин, А. И. Хачатурян, Д. Б. Кабалевский, К. Караев, Г. В. Свиридов. К этой традиции примыкает кино- и телемузыка Э. В. Денисова, Р. К. Щедрина, Н. Н. Каретникова, А. Г. Шнитке, С. А. Губайдулиной и др.
Корганов Т. И., Фролов И. Д., Кино и музыка. Музыка в драматургии фильма, М., 1964; Петрова И. Ф., Музыка сов. кино, М., 1964; Эйзенштейн С. М., Режиссёр и композитор, "СМ", 1964, № 8; Фрид Э. Л., Музыка в сов. кино, [Л., 1967); Лисса З., Эстетика киномузыки, (пер. с польск.), М., 1970; Шилова И. М., Фильм и его музыка, М., 1973; Петров А. П., Колесникова Н. А., Диалог о киномузыке, М., 1982; Кудинова Т. Н., От водевиля до мюзикла, М., 1982; Рождение звукового образа. (Сб. статей], М., 1985.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь