на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


МУСОРГСКИЙ Модест Петрович (1839-81) - русский композитор. В раннем детстве обучался игре на фп. под рук. матери, к тому же времени относятся первые опыты муз. импровизации. С 1849 постоянно жил в Петербурге. Учился в Петропавловской школе, в 1852-56 - в Школе гвардейских подпрапорщиков. Одноврем. брал уроки у пианиста Ант. А. Герке. В 1852 изд. первое соч. М. - полька "Подпрапорщик" для фп. По окончании школы произведён в прапорщики Преображенского полка. В 1858 вышел в отставку. Впоследствии из-за материальных трудностей был вынужден служить чиновником Инженерного управления (1863-67), Лесного департамента и в ревизионной комиссии Гос. контроля (1868-80). М. выступал в концертах как пианист (солист и ансамблист). В 1879 совершил конц. поездку по югу России с певицей Д. М. Леоновой, с 1880 был аккомпаниатором в открытой ею школе (курсах) пения. Решающее воздействие на художеств. развитие М. оказало знакомство (1856-57) с А.С. Даргомыжским, М.А. Балакиревым (под рук. последнего М. начал серьёзно заниматься композицией). В. Стасовым. М. становится постоянным участником Балакиревского кружка - "Могучей кучки", провозгласившего своей целью борьбу за нац. искусство. Уже в соч. кон. 50-х - нач. 60-х гг. (хор. произв., в т. ч. хор из музыки к трагедии "Царь Эдип" Софокла; орк., фп. пьесы, романсы) проявились своеобразные черты его творч. индивидуальности. К сер. 60-х гг. М. создал ряд реалистич. вок. сценок из нар. жизни (на сл. собственные, Н. Л. Некрасова, А. Н. Островского и др.) - "Светик Савишна", "Калистрат", "Колыбельная Ерёмушке", "Спи, усни, крестьянский сын", "Сиротка", "Семинарист" и др., которые, являясь "этюдами" к операм, запечатлели неповторимые нац. характеры. Гл. место в творч. исканиях М. занимала опера. В 1856 возник замысел (не осуществлён) оперы "Ган Исландец" (по В. Гюго). В 1863-65 работал над оперой "Саламбо" (по роману Г. Флобера, не окончена). Смелым экспериментом в области декламац. оперы явилась его "Женитьба" (на неизменённый текст комедии Н. В. Гоголя, 1868, не окончена). Эти работы подготовили М. к созданию одного из величайших творений - нар. муз. драмы "Борис Годунов" (по А. С. Пушкину и Н. М. Карамзину, 1868-69; 2-я ред. 1872). Первоначально не принятая Дирекцией имп. театров, опера была пост. лишь в 1874 (в 1873 исполнены 3 сцены из оперы), но с большими купюрами. В 70-х гг. М. работал над нар. муз. драмой "Хованщина" (на историч. сюжет, предложенный Стасовым, либр. М., 1872-80, не инструментована) и одноврем. над лирико-комедийной оперой "Сорочинская ярмарка" (по повести Н. В. Гоголя, не окончена). В эти же годы созданы вок. циклы на сл. А. А. Голенищева-Кутузова "Без солнца" (1874), "Песни и пляски смерти" (1875-77), а также "Детская" (слова М., 1872), романсы на сл. А.К. Толстого (1877), фп. цикл "Картинки с выставки" (1874). После смерти М. "Хованщина" была завершена Н. А. Римским-Корсаковым, над "Сорочинской ярмаркой" работали А. К.Лядов, Ц. А. Кюи, В. Г. Каратыгин и др. Римский-Корсаков сделал новую ред. "Бориса Годунова". В 1920-х гг. проведена большая работа (П. А. Ламм, Б. В. Асафьев) по восстановлению авторских редакций. Д. Д. Шостакович осуществил новые орк. редакции опер "Борис Годунов" (1940) и "Хованщина" (1959). Самостоят. вариант "Сорочинской ярмарки" (завершена, оркестрована) принадлежит В. Я. Шебалину. Эстетич. воззрения М. неразрывно связаны с расцветом нац. самосознания в эпоху 60-х гг. 19 в., с идеями рус. революц. демократов, а в 70-х гг. - с такими течениями рус. мысли, как народничество и др. В центре его творчества - народ как "личность, одушевлённая единою идеею", важнейшие события отечеств. истории, в которых с большой силой проявляются воля и суд народа. В сюжетах из отечеств. прошлого он искал ответы на совр. вопросы. "Прошедшее в настоящем - вот моя задача", - писал он Стасову. Одноврем. М. ставил своей целью воплощение "тончайших черт природы человека", создание психологич. муз. портретов. Он стремился к самобытному, истинно нац. стилю, для которого характерны опора на рус. крестьянское искусство, создание соответствующих духу этого искусства оригинальных форм драматургии, мелодии, голосоведения, гармонии и т. д. Однако муз. язык М., продолжателя традиций М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского, отмечен столь радикальной новизной, что многие его находки были восприняты и развиты только в 20 в. Таковы, в частности, многомерная "полифонич." драматургия его опер, его свободно вариантные формы, далёкие от норм зап.-европ. классики (в т.ч. от сонатности), а также его мелодика - естественная, "творимая говором", т. е. вырастающая из характеристических интонаций рус. речи, песни и обретающая форму, соответствующую строю чувствований данного персонажа. Столь же индивидуален гармонич. язык М., где элементы классич. функциональности сочетаются с принципами нар.-песенной ладовости, с импрессионистич. приёмами, с последованиями звучностей экспрессионистич. плана. В дальнейшем творч. открытия М. в области муз. декламации, гармонии привлекли внимание К. Дебюсси, М. Равеля и др. Влияние творчества М. испытали почти все крупные композиторы 20 в., в т. ч. С. С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский, Д. Д. Шостакович, Л. Яначек, О. Мессиан. В 1968 в дер. Наумове (ныне Куньинского р-на Псковской обл.) открыт Музей-усадьба М. Оперы - Саламбо (1866, не окончена). Женитьба (1-е действие, 1868; досочинена и оркестрована М. М. Ипполитовым-Ивановым, 1931, Москва; орк. ред. Г. Н. Рождественского, 1985), Борис Годунов (1869; 2-я ред. 1874, Петербург; в ред. Н. А. Римского-Корсакова, 1896, Петербурге ред. Д. Д. Шостаковича, 1959, Ленинград), Хованщина (1872-80; завершена и оркестрована Римским-Корсаковым, 1883, пост. 1886, Петербург; в ред. Шостаковича экранизирована в 1959, пост. 1960, Ленинград), Сорочинская ярмарка (1880; завершена Ц. А. Кюи, 1917, Петроград; в ред. В.Я. Шебалина, 1931, Ленинград); для орк. - скерцо (1858), интермеицо (1867), Ночь на Лысой горе (1867), марш Взятие Карса (1880); для фп. - Картинки с выставки (1874; в оркестровке М. Равеля, 1922); для хора и орк. - хор из музыки к трагедии "Царь Эдип" Софокла (1860), Поражение Сеннахериба (1867); для солистов, хора и фп.- Иисус Навин (1877); для голоса н фп. - сб. Юные годы (1865), циклы Детская (слова М., 1872), Без солнца (сл. Голенищева-Кутузова, 1874), Песни и пляски смерти (сл. Голенищева-Кутузова, 1875-77), песни и романсы на сл. Н. А. Некрасова, А. К. Толстого, Т. Г. Шевченко, А. В. Кольцова и др., на собств. тексты; записи и обработки нар. песен. Полн. собр. соч. (незаконч., т. 1, 3, 4, 5, 7, 8), М.-Л.-Вена, 1928-39.
Письма и документы, под ред. А. Н. Римского-Корсакова, М.-Л., 1932; Письма к А. А. Голенищеву-Кутузову, М.-Л., 1939; Лит. наследие, кн. 1-2, М., 1971-72; Письма, М., 1984.
Стасов В. В., Статьи о М. П. Мусоргском, М.-П., 1922; Игорь Глебов [Асафьев Б. В.). Мусоргский, М., 1923; Мусоргский. Сб. статей, ч. 1, М., 1930; П. Мусоргский. К 50-летию со дня смерти. Статьи и материалы, М., 1932; Xубов Г., Мусоргский, М., 1969; Шлифштейн. С., Мусоргский. Художник. Время. Судьба, М., 1975; Рахманова М., Мусоргский и его время, "СМ", 1980, № 9-10; Образцова И., Факты к биографии Мусоргского, там же, 1982, № 4; Новиков А., На родине Мусоргского, там же, 1984, № 9; Добровенский Р. Г., Рыцарь бедный, Рига, 1986; Фрид Э. Л., М. П. Мусоргский, Л., 1987; "СМ", 1989, № 3 (спец. номер к 150-летию М.); М. П. Мусоргский в воспоминаниях современников, [сб.], сост. Е. Гордеева, М., 1989; Riesemann О., Mussorgskij, в кн.: Monographien zur russischen Musik,.Bd 2, Munch., 1926; The Musorgsky reader, ed. by J. Leyda and S. Bertensson, N. Y., 1947; Hoffmann M.-R., La vie de Moussorgski, P., 1964; Calvocoressi M. D., Mussorgsky, L., 1974; Musorgsky. In memoriam, Ann Arbor, 1982. М.П. Рахманова.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь