на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


НАКЛОНЕНИЕ - качество, обусловливающее противоположную направленность ладов и аккордов (dur-moll, см. Мажор, Минор): интонация б. терции (мажорной) направлена вверх. малой (минорной) - вниз. Генетически понятие Н. пересекается с понятием рода (лат. genus, итал. genere, франц. genre, нем. Gеschlecht - род, пол). Противоположность понятий dur н moll последовательно распространялась на роды интервальные ("твёрдый" диатон и "мягкая" хрома), виды секунд ("твёрдый" тон н "мягкий" полутон), терций ("твёрдая" б. терция и "мягкая" м. терция), гексахордов. С 17 в. dur и moll стали характеристиками Н. лада и консонирующего трезвучия в зависимости от вида лежащей в его основе терции (с кон. 17 в. - обозначения ладотональности в совр. смысле: C-dur, a-moll). Первая науч. теория Н. (мажора и минора) предложена Дж. Царлино (1558); диалектич. отношение мажора и минора раскрыл М. Гауптмам ("Die Natur der Harmonik und der Metrik". Lpz., 1853). H. Xолопов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь