на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


НАРОДНОСТЬ ИСКУССТВА - одно из осн. понятий марксистско-ленинской эстетики, означающее связь искусства с народом, обусловленность художеств. явлений жизнью, борьбой, идеями, чувствами и стремлениями нар. масс, выражение в искусстве их идеалов, интересов и психологии. Народность музыки прослеживается в исторически различных формах. Первоначальная форма возникла на той стадии, когда музыка была включена непосредственно в социальную практику коллектива (см. Народная музыка). В проф. музыке Н. и. обретает новые формы, проявляясь, в частности, в ориентации комп. языка на традиции нац. фольклора, на социально-значимые "интонационные накопления" (Б. В. Асафьев), а также - в таком воздействии муз. произв. на слушательское сознание, при котором активизируется творч. начало личности, когда в массах "пробуждается художник" (В. И. Ленин). Н. и. внутренне диалектична: в ней объединяются нац. самобытность определ. муз. культуры и общечеловеческое значение художеств. концепции произведения.
Ленин В. И., О литературе и искусстве. М., 1986; Ладыгина А. Б., Народность сов. музыки, Минск, 1961; Шахназарова Н., Интонационный "словарь" и проблема народности, М., 1966; ее же, Проблемы народности в сов. муз. искусстве на совр. этапе, М., 1987: Барабаш Ю., О народности. Лит.-критич. очерки, пер. с укр.. М.. 1970.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь