на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


НАТУРАЛЬНЫЙ ЗВУКОРЯД, обертоновый ряд, - ряд звуков, состоящий из осн. тона и гармония, призвуков (частичных тонов, обертонов). Звучание осн. тона обусловлено колебаниями вибратора (струны, воздушного столба) в целом, звучание обертонов - колебаниями его равных долей. Отношения порядковых номеров звуков Н. з. равны отношениям частот колебаний (интервальным коэффициентам, напр. для ч. квинты - 3:2): з. - средоточие природных свойств звукового материала музыки. Коэффициенты интервалов в Н. з. - числовая модель гармонии. По образцу структуры Н. э. бас (в роли осн. тона) - фундамент аккордовой гармонии, широкие интервалы часто помещаются внизу аккорда, а узкие - наверху (возможен и намеренный отказ от этой модели). Выбор интервалов из Н. з. характеризует степень сложности, напряжённости звуковысотных отношений: унисон и октава - отношение тождества, квинта и кварта - высшего родства, терции и сексты - гармонич. полноты и мягкости, секунды и септимы - напряжения и противоречивости. Н. з. открыт М. Мерсенном ("Harmonie universelle", 1636-37).

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь