на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


НЕВМЫ (ср.-век. лат., ед. ч. пеигла, от греч. - дыхание) - 1) знаки нотации (первонач. безлинейной), применявшиеся в Европе в ср. века и позднее для записи церк. музыки. Н. произошли, предположительно, от обозначений греч. речевых акцентов, знаков пунктуации или хейрономии. Н. служили певцам напоминанием уже известных напевов, фиксировали общие контуры движения мелодии. Сходные с невоенной системы нотации существовали в древних культурах Египта, Индии, Палестины, Сирии, Персии, Армении (см. Хазы) и др. Первые памятники зап.-европ. невменной нотации датируются 9 в. Её осн. разновидности - санкт-галленская, аквитанская, лотарингская (мецская), беневентанская, мозарабская, англосаксонская. Н. могут быть классифицированы по количеству знаков в одном начертании и способу исполнения: простые, составные (из двух или неск. простых), ликвесцентные (для облегчения исполнения артикуляционно-трудных слов), орнаментальные (см. таблицу). В 10 ц. появились буквенные знаки - аббревиатуры определ. слов, уточняющие мелодич., ритмич. и темповые особенности пения. Наиб. употребительны: а (от allius - выше), с (от cilo или celeriler - быстро), е (от equaliter - так же). С введением нотных линий невменная нотация уступила место квадратной нотации и готической нотации. Различают 3 типа виэант. невменной нотации: раннсвизантийская, или палеовизантийская (10-12 вв.); средневизантийская (12 -15 вв.); поздневизантийская, или "кукузелевская" (15 - нач. 19 вв.). Последние 2 типа фиксировали интервалы между звуками мелодии (без дифференциации на большие и малые); поэтому некоторые исследователи не считают эти системы записи собственно невменными. На принцип невменной записи опирались в Др. Руси крюковое (знаменное) письмо (см. Крюки) и кондакарная нотация. 2) В ср.-век. теории музыки Н. назывались: один звук (simplex phtongus, id est sonus); нераспетая (силлабич.) мелодия (cantus syllaba); целое песнопение (totus cantus); бытовавшие в 9-16 вв. мелодич. формулы, которые распевались на последнюю гласную текста антифона или респонсория, причём каждый церк. лад располагал своей группой версий Н.
Карцовник В. Г., О невменной нотации раннего средневековья. В сб.: Эволюционные процессы муз. мышления. Л., 1986; Fleisсher О., Neumen-Studien, Tl 1-3, Lpz. - В.. 1895-1904; Wagner P. J., Einfuhrung in die Cregorianischen Mclodien, Bd 2 - Neumenkunde. "Hildesheim - Wiesbaden, 1962; Cardine E., Semiologia gregoriana. Roma, 1968; Floros C., Universale Ncumenkunde, Bd 1-3, Kas.. 1970: Huglo M., Les lonaires. Invenlaire, analyse, comporaison. P., 1971; Srablein В., Schriftbild der einstimmigen Musik. Lpz., 1975 (Musikgeschichte in Bildern. Bd 3, Lfg 4); Corbin S., Die Neumen, Koln, 1977; Hucke H., Die Cheironomie und die Entslehung der Neumenschrifl, "Mf", 1979, Jahrg. 32, № 1; Treitler L., The early history of music writing in the West, "JAMS., 1982, v. 35. № 2; его же, Reading and singing: on the genesis of occidental musicwriting, "Early music history", 1984, v. 4. См. также лит. при ст. Нотация. И. Г. Лебедева.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь