на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


НЕОКЛАССИЦИЗМ (от греч. - новый и классицизм) - направление в музыке 20-30-х гг. 20 в., для которого характерно обращение к принципам муз. мышления и жанрам, типичным для барокко (реже - раннего классицизма и позднего Возрождения). Стал одним из проявлений антиромантич. движения нач. 20 в., противостоял художеств. тенденциям, генетически связанным с романтизмом (импрессионизм, экспрессионизм, веризм и др.). Сходные с Н. тенденции были свойственны творчеству отд. композиторов 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. (И. Брамс, М. Регер, С, Франк, К. Сен-Сане, А. К. Глазунов, С.И. Танеев и др.). В кризисные для искусства годы после 1-й мировой войны 1914-18 возникла потребность в объективизации творчества, в обращении к авторитетным художеств. системам и стилистич. моделям прошлого. Так, Ф. Бузони, ратуя за возвращение к "опыту предшествующих эпох", говорил об "отрезвляющей" роли Н. В той или иной степени Н. отразился в музыке мн. композиторов 20 в.. но наиб. законченное выражение получил в творчестве И. Ф. Стравинского, П. Хиндемита и А. Казеллы. Композиторы этого направления обращались преим. к жанрам непрограммист музыки; кризис крупномасштабной романтич. симфонии привёл к возрождению жанров, исторически ей предшествовавших (сюита, concerto grosso, полифонич. циклы и т. д.); снижение роли сонатной формы в сонатно-симф. цикле проявилось I обращении к структурам иного типа (напр., к концертной форме); вместо стабильного двойного, тройного или четверного состава оркестра часто использовались нерегламентированные кам. оркестр или инстр. ансамбль догайдновсхого типа. Деструкция классич. тональной (гомофонной) гармонии привела к усилению роли полифонич. принципов развития, к использованию барочных контрапунктич. форм. Многообразие вариантов Н. в музыке обусловлено тем, что его представители обращались прежде всего к возрождению нац. муз. традиций: в Германии (П. Хиндемит, Э. Кшенек, М. Буттинг и др.) - к инстр. наследию И. С. Баха: в Италии (А. Казелла, Ф. Малипьсро, О. Респиги и др.) - к традициям инстр. концертов А. Вивальди, старинной итал. оперы и др.; во Франции (К. Дебюсси в последний период творчества, М. Равель, Ф. Пуленк, Д. Мийо, А. Онеггер, Ж. Франсе и др.) - к старинным франц. сонатам, опере Ж. Б. Люлли, аллегорич. придв. балету, традиции театрализов. представлений эпохи Великой франц. революции (в последнем случае были найдены точки соприкосновения с ораториями Г. Ф. Генделя) и т. д. Крупнейший представитель Н. в музыке - И. Ф. Стравинский, объединивший в своём творчестве почти все разновидности Н. В неоклассицистских муз. соч. разделы, стилистически связанные с совр. воплощением муз. языка и форм прошлых эпох, часто сопоставляются с муз. фрагментами, имеющими мало общего со старинными прототипами. Суть эстетики Н. - соотнесение художеств. стилен, при котором обращение к прошлому - лишь одна из стилевых "красок" соч., хотя и важнейшая (напр., Э. Вила-Лобос совместил в пределах одного соч. бразильскую модинью и фугу, Хиндемит - воен. марш и пассакалью; Стравинский создал особый стиль Н., в котором разнообразные старинные прототипы сопоставляются с муз. жанрами 20 в. или их отд. элементами). Свойственное Н. свободное использование старинных стилей и жанров стало одной из существ. черт музыки 2-й пол. 20 в., в частности сов. музыки 60-80-х гг.
Михайлов М.. О классицистских тенденциях в музыке XIX - нач. XX вв., в сб.: Вопросы теории и эстетики музыки, в. 2. Л., 1963; Смирнов В., Возникновение неоклассицизма и неоклассицизм И. Стравинского, в сб.: Кризис бурж. культуры и музыка, в. 2, М., 1973; Варунц В.. Муз. неоклассицизм. Историч. очерки. М., 1488. В.П. Варунц.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь