на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


НОРВЕГИИ МУЗЫКА. Памятники материальной культуры (в т. ч. бронзовые муз. инструменты, 2 в. до н. э.; саги исландско-норв. эпоса "Старшая Эдда", кон. 11 в.) свидетельствуют о древнем происхождении Н. м., наиб. развитой в регионе Скандинавии. В Н. м. сохранились мн. древние вок.-инстр. и танц. жанры, в т. ч. пастушеские песни-зовы локк, хювинг, лалинг, баллады, культовые, исторические и др. песни, танцы халлинг, спрингданс. В основе ритмич. организации - равномерная метрика при обилии синкоп, пунктирных ритмов и триолей. Среди норв. традиц. муз. инструментов: струнно-смычковые - фидла, лангелейк, хардингфеле; духовые - флейта келье, лур; варган мюнхарпе. С распространением христианства (10 в.) в Н. м. развивается культовое пение, близкое григорианскому пению, с 14 в. - церк. орг. музыка. В 14-19 вв. Н. м. находилась под влиянием дат. музыки. С принятием лютеранства (1536) появляется протестантский хорал. Среди муз. памятников датско-норв. периода Реформации - "Dansk salmebog" X. Томиссёна (1569), "Graduate" Н. Йесперсена (1573). С кон. 16 в. муз. центрами становятся Осло, Берген, Тронхейм, где работают преим. дат. и нем. музыканты. Первый оркестр (музыкантов-любителей) был создан в Бергене в 1765. Среди норв. композиторов эпохи барокко: Г. фон Бертух (был знаком с И.С. Бахом и И. Маттезоном), Ю.Д. Берлин (автор первого норв. учебника по теории музыки, 1744), Ю. Фрейтхофф. Создаются оркестры и полулроф. муз. общества в Бергене ("Гармония", 1765; существует и поныне), Тронхейме (Об-во любителей музыки, 1768; с 1786 - Тронхеймское муз. общество) и Муз. общество в Христиании (ок. 1780). В связи с усилением нац.-патриотич. настроений муз. деятели проявляют большой интерес к нар. нац. музыке. В сер. 19 в. появляются первые сборники записей нар. норв. песен и танцев (1841; сост. Л. Линнеман, К. Эллинг и др.), композиторы всё чаще обращаются к образам нац. литературы, нар. легендам и эпосу. Первый норв. зингшпиль был написан комп. В. Транс и поэтом X. Бьеррегором (1825). Создатели норв. нац. комп. школы - X. Хьерульф (фп. соч., романсы, хоры) и Р. Нурдрок (автор театр. музыки, хоров, а также Норв. нац. гимна, 1864). В 19 в. мировую известность завоевали представители норв. исполнит. школы - скрипач У. Булль, певица Э. Гульбрансон, в нач. 20 в. - певица К. Флагстад. Ярчайшее явление Н. м. - творчество Э. Грига, который вывел Н. м. на междунар. арену. По преимуществу кам. композитор, Григ заложил основы норв. симфонизма в своих орк. соч., основал крупнейшую норв. конц. opг-цию Муз. общество в Христиании (ныне - Филармонич. общество в Осло). Крупнейший композитор кон. 19 в. - Ю. Свенсен (сыграл также большую роль в развитии дат. музыки). Среди последователей Э. Грига: К. Синдинг, Ю. Сельмер, Ю. Хальворсен, в 20 в. - А. Эггеи (автор опер, ораторий и др.), Э. Альнес, Ю. Хорклоу, С. Юрдан. В творчестве А. Хурума ощутимы влияния муз. импрессионизма. Ф. Вален - единственный в Норвегии 1-й пол. 20 в. композитор, преломивший муз. принципы новой венской школы. Тяготением к неоклассицизму отмечены лрсизв. Л. И. Йенсена, влиянием франц. музыки нач. 20 в. - соч. Д. М. Юхансена, П. Халл, А. Клевена, Б. Брустада. Крупнейшими норв. симфонистами являются К. Эгге и X. Северуд, творчество которых отличает высокая гражданственность и глубина идейного замысла (произв., посвящённые трагич. событиям нем.-фаш. оккупации). К древнему норв. фольклору обращались в своих произв. Э. Грувен, С. Ульсен, Е. Твейтт; серийную технику и алеаторику использовали в симф. произв. Ф. Мортенсен, Э. Ф. Брейн, Э. Соммерфельдт, А. Бибало, Э. Ховланн и др. В области электронной музыки работает А. Нурхейм. Среди др. совр. композиторов: К. Нюстедт, М. Ом, Ю. Квандал, А. Янсон, эстр. комп. Б. Амдал, Р. Даниельсен, В. Саннбек. Среди исполнителей: дирижёры - К. Андерсен, О. Р. Грюнер-Хегге, М. Каридис, Э. Фьельстад; певцы - О. Нурму-Лёвберг, Э. Таллауг, К. Скрам, У. Эриксен; пианисты - Й. Братли, X. М. Беккелунн, Р. Левин; скрипач А. Теллефсен. С 1953 в Бергене проводятся Междунар. муз. фестивали. Баллада о сне. Мелодия 12 в. В Норвегии функционировали (1988): Оперный театр (Осло, 1958); оркестр Филармонии (Осло), оркестр филармония, общества "Гармония" (Берген), струнный Хиндар-квартет; Нац. конц. общество (1968); консерватории в Осло (1883), Бергене (1905), Ставангере (1945), высшие муз. школы в Тронхейме (1911), Вейтвете (1959). Ланге К., Эствед А., Норв. музыка, пер. с англ., М., 1967; Левашева О. Е., Музыка, в кн.: История Норвегии, М., 1980; Гриндэ Н., История норв. музыки, пер. с норв., Л.. 1982; Norske komponister, red. av K. Baekkelund, (Oslo, 19771; Grinde N.. Contemporary Norwegian music, 1920-1980, Oslo, 1981. H.H. Moxoв.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь