на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ОБРАЩЕНИЕ, инверсия (лат. inversio: итал. riverso (обозначает также возвратное движение), moto contrario; нем. Umkehrung),- преобразование звуковысотной линии (мелодии, также мотива, серии) путём воспроизведения составляющих её интервалов в противоположном направлении по высоте, но в первонач. временнoй последовательности. Звук, остающийся на месте при О., наз. осью О. (в строгом стиле полифонии звук, равноотстоящий от звуков тритона, в свободном стиле обычно 3 ступень мажора или минора, в серийных соч. обычно 1-й звук серии). С. Бах. "Музыкальное приношение", № 5. Бесконечный канон в обращении, сопровождающий "королевскую тему". Простое и эффективное средство варьирования (создается родственная, но фактически новая мелодия), О. применялось в канонах, жигах, ричеркарах и фугах (ответы, стретты, интермедии, нередко с увеличением; "ХТК", 1-й том - фуги d, es, fis, G, в. Н; "ХТК", 2-й том - с. Cis, cis, d, dis, b), позже в неполифонич. соч. при изложении и развитии тем, часто неточно. А. Римсхий-Корсаков. "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", 4-е действие, 1-я картина. Мотив и его неточное обращение в верхнем оркестровом голосе. В музыке 20 в. О. часто сочетается с рахоходом. Помимо звуковысотного О. возможно ритмическое О. (напр., четверть обращается в четверть, восьмая в половинную, шестнадцатая в целую и наоборот).
См. лит. при ст. Обратимый контрапункт, В. П. Фраёнов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь