на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ОКЕГЕМ (Okeghem и др. написания) Йоханнес (Жан) де (ок. 1425-97) - франко-фламандский композитор. Крупнейший предст. нидерландской школы (т. н. второй фламандской). Был певчим (1443-44). с 1452 первый капеллан франц. корол. двора, с 1456 корол. советник и казначей аббатства Сен-Мартен в Туре. Посетил Испанию (1470) и Фландрию (1484). Представитель полифонии строгого стиля, он обогатил технику сквозной имитации, утвердил полнозвучное 4-голосие в хор. стиле a cappella. Автор месс (сохранилось 10), мотетов, шансон. Для сочинений характерны формы на cantus firmus. в качестве которого нередко используются светские песни (cantus firmus колорируется). Строил свои композиции на математич. расчётах. Были популярны каноны (приписываемый О. 36-гол. мотет "Deo gratias". "Missa prolationum"), а также "Mecca любого тона", допускающая исполнение от разных ступеней звукоряда. Оказал большое влияние на творчество современников. Среди учеников: А. Брюмель. Л. Компер, Пьер де ла Рю, возможно. Жоскен Депре.
Krenek E., J.Ockeghem. L., 1953: Henze М., Studien zu den Messenkompositionen J. Ockeghrms, В., 1968.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь