на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ОПЕРА (итал. opera, букв. - труд, дело, сочинение) - вид муз.-театр. искусства; муз.-драм. произв., основанное на синтезе слова, сценич. действия и музыки. Возникла в Италии на рубеже 16 и 17 вв. Первоначально называлась "драма на музыке" (dramma per musica). термин "О." появился в сер. 17 в. Импульсом к созданию О. послужила ренессансная идея воскрешения др.-греч. трагедии, выдвинутая группой учёных-гуманистов, писателей и музыкантов (см. Флорентийская камерата). Её возникновение подготовлено развитием в 16 в. шок. монодии (I) с инстр. сопровождением. В ходе историч. эволюции были выработаны разнообразные оперные формы: сольная ария, ариозо, каватина, разл. виды вок. ансамбля (дуэт, терцет, квартет и т. д. (, хоры, а также увертюра и самостоя. орк. эпизоды жанрового или описат. характера. Для достижения полного художеств. результата все эти формы должны быть подчинены последоват. развитию единою сквозного муз.-драматургич. замысла (см. Драматургия). В "учёное" придв. зрелище, каким были первые О., подлинный драматизм и правду страстей вдохнул К. Монтеверди. О. 17 в.. отразившая эстетику барокко, отличалась пестротой действия, соединением высокого трагизма с шутовским комизмом, обилием декорационных эффектов. В нач. 18 в. либреттисты А. Дзено и П. Метастазио реформировали О. в духе классицизма, строго регламентировав её образный строй и драматургич. структуру. Тип классич. оперы-сериа на мифологич. или историко-героич. сюжет представлен в творчестве А. Скарлатти и группы следовавших за ним композиторов неаполитанской оперной школы. У них стабилизируется форма оперной арии, разграничиваются функции арии и речитатива. Во Франции в 17 в. складывается особая разновидность классицистской О., т. н. лирическая трагедия, виднейшими представителями которой были Ж. Б. Люлли и Ж. Ф. Рамо. Кратковременный расцвет О. в Англии связан с именем Г. Пёрселла, в Германии нач. 18 в. - Р. Кайзера. В Испании развивается родственный О. жанр сарсуэлы. Стремление освободить классицистскую О. от напыщенной риторики, насытить её более глубоким и правдивым содержанием, возникающее под влиянием идей Просвещения, приводит к оперной реформе К. В. Глюка. Одноврем. формируется новый жанр комической оперы, более близкой к жизни, берущей сюжеты из обыденной действительности. В разных странах появляются особые разновидности этого жанра: балладная опера - в Англии, опера-буффа - в Италии (см. также "война Пуффонов"), опера-комик - во Франции, зингшпиль- в Германии и Австрии; нац. О. с сюжетами из нар. жизни возникает в России и др. слав. странах. В комич. О. нашли отражение черты просветительского реализма, отчасти сентиментализма. Вершиной развития О. в 18 в. явилось творчество В.А. Моцарта, который обобщил достижения разных нац. школ, освоил и переосмыслил разл. оперные жанры, поднял их на новую высоту, используя многообразные формы муз. драматургии для воплощения глубокого жизненного содержания. Существ. обновлению подвергается О. в эпоху романтизма (в осн. 1-я пол. 19 в.): уничтожаются жёсткие границы между разл. её жанрами, преодолеваются условности, связанные с эстетикой классицизма, обогащаются средства муз.-драм. выразительности, в частности за счёт возрастающего значения живописно-изобразит. начала и усиления самостоят. роли оркестра. Предромантич. настроения отразились в некоторых из "опер спасения", возникших в эпоху Великой франц. революции (Л. Керубини, Ж. Ф. Лесюэр, к этому жанру принадлежит и единств. опера Л. Бетховена "Фиделио"). Романтизм способствовал окончат. оформлению нац. школ в оперном творчестве. Итал. оперный романтизм, тесно связанный с нац.-освободнт. движением, борьбой за объединение страны, берёт начало в творчестве Дж. Россини. Завершив традицию жанров оперы-сериа и оперы-буффа (высший образец последнего- "Севильский цирюльник"), Россини создаёт в 20-е гг. 19 в. оперы, проникнутые высоким патриотич. пафосом, героикой освободит. борьбы. Расцвет оперного романтизма в Италии связан с деятельностью В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди. Во Франции идеи романтизма получили наиб. яркое выражение в жанре т. н. большой оперы, в которой трагич. судьбы героев, обуреваемых сильными страстями, показаны на фоне острых историч. конфликтов (Д. Ф. Э. Обер, Дж. Мейербер, Ф. Галеви). Романтич. колорит свойствен и некоторым комич. операм А. Буальдье и др. франц. композиторов. Для нем. романтич. О. 20-30-х гг. 19 в. (К. М. Вебер, Г. А. Маршнер) характерны народность образов, соединение легендарной или сказочной фантастики с сочной обрисовкой быта. Р. Вагнер, развив и углубив романтич. концепцию О., пришёл к созданию на основе нар. мифологии грандиозной философской картины мира (оперная тетралогия "Кольцо нибелунга"). Он глубоко реформировал структуру О., добившись органич. синтеза составляющих её элементов, непрерывности действия при господствующей роли симф. орк. развития. Явлением мирового значения стала в 19 в. русская О., первым классиком которой по праву признаётся М. И. Глинка. Идя по проложенному им пути, А. С. Даргомыжский, затем М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский. А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков расширили жанровые и тематич. рамки рус. О., обогатили её образный строй и круг драматургически-выразит. средств. При многообразии творч. индивидуальностей общей основой их творчества являются народность и реализм. Рус. композиторы искали пути обновления оперного жанра прежде всего в обращении к живой человеческой речи, интонациям нар. и бытовой музыки. Особенно широкого развития достигают в рус. О. народно-хор. сцены, становящиеся важным элементом муз. драматургии. При большой роли оркестра сохраняется равновесие вок. и инстр. начала. Вслед за рус. выдвигаются др. нац. оперные школы, а т. ч. польская (С. Монюшко) и чешская (Б. Сметана, А. Дворжак). Во 2-й пол. 19 в. в оперном творчестве повсеместно усиливаются реалистич. тенденции. Они заметно проступают во франц. лирической опере (Ш. Гуно, Ж. Массне), одной из вершин оперного реализма становится "Кармен" Ж. Бизе. Правдой характеров и драм. страстей отличаются поздние оперы Верди. На рубеже 19 и 20 вв. в итал. О. господствующее положение приобретает аеризм (П. Масканьи, Р. Леонкавалло, отчасти Дж. Пуччини) с его преимуществ. вниманием к жизни и переживаниям простых людей. Аналогичные тенденции проявляются во франц. и нем. О. С веризмом соприкасаются некоторые произв. крупнейшего представителя чеш. О. нач. 20 в. Л. Яначека. Развитие О. на протяжении 20 в. проходило сложными путями. Значительно изменяются её образно-выразит. строй и драматургич. структура под воздействием новых художеств. течений - импрессионизма (К. Дебюсси), экспрессионизма (некоторые произв. Р. Штрауса. А. Шёнберг, А. Берг), неоклассицизма (Ф. Бузони, И.Ф. Стравинский, П. Хиндемит). Общая тенденция к взаимопроникновению жанров сближает О., с одной стороны, с драм. театром, с другой - с ораторией и кантатой (А. Онеггер, К.Орф). Возникают новые виды О. - джазовая (Дж. Гершвин), во 2-й пол. 20 в. - рок-опера. Вместе с тем ряд композиторов, обновляя тематику и выразит. средства О., не порывает связи с традиц. основами жанра (Б. Бриттен, X. В. Хенце и др.). Вопреки возникшим в 20 в. теориям "отмирания" оперного жанра, О. занимает важное место в совр. культуре. Самостоятельные оперные школы развиваются не только у большинства народов Европы, но и во мн. странах Лат. Америки и Азии. В оперном творчестве находят непосредств. отражение крупнейшие общественно-политич. события нашего времени, прогрессивные гуманистич. идеи. Значительны достижения О. в СССР, лучшие её образцы - оперы С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича - получили мировое признание. Их традиции продолжают Т. Н. Хренников, Р. К. Щедрин, А. П. Петров и др. композиторы. Развиваются нац. оперные школы на Украине, в Белоруссии, республиках Закавказья и Прибалтики. Возникла нац. О. у народов Ср. Азии, Поволжья, Дальнего Востока, Сев. Кавказа и др. районов страны. Плодотворным фактором развития О. является взаимодействие нац. школ разл. братских народов.
Кречмар Г., История оперы, пер. с нем.. Л., 1925; Друскин М., Вопросы муз. драматургии оперы. Л.. 1452; Ярустовский Б., Драматургия рус. оперной классики. М.. 1953; Ферман В. Э.. Оперный театр. М., 1961; Хохловкина А.. Зап.-европ. опера. М., 1462: Асафьев Б. В.. Симф. этюды. Л.. 1970; его же. Об опере. Избр. ст.. Л., 1985; Конен В.. Театр и симфония. М., 1975; Роллан Р.. Муз.-историч. наследие, в. 1-2, пер. с франц., М., 1986-87: Черкашина М. Р.. Историч. опера эпохи романтизма. К., 1986; Abert Н., Grundprobleme der Operngeschichle, Lpz., 1926; Deni E. J.. Opera. N. Y.. 1940: Grout D. J.. A short history of opera, v. 1-2, N. Y.- L., 1965: Вrockway W., Weinstосk H.. The world of opera. N.Y., 1966; Fischer E.. Zur Problemalik der Opernstruktur. Wiesbaden. 1982 (Beihefte zum AfMw. BJ 20): Bourgeois J., L.'opera, des origines a demain.... P.. 1983. В. Keлдыш.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь