на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ОПЕРА-КОМИК (франц. opera comique - комич. опера) - франц. разновидность комической оперы. Корни этого жанра - в парижских балаганных ярмарочных представлениях 17 в., которые отличались комедийностью, нередко остросатирич. социальной направленностью: в них высмеивались нравы и обычаи аристократии и дворянства, пародировались придв. оперные спектакли. В ярмарочные комедии включались популярные куплетные песенки гор. фольклора, т. н. водевили (перетекстовывались сообразно содержанию пьесы). Со временем повысился лит.-художеств. уровень балаганных представлений (одним из авторов пьес стал писатель-сатирик А. Р. Лесаж). возросла роль муз. оформления, к созданию спектаклей привлекались проф. композиторы, в т. ч. Ж. Ф. Рамо; К. Жилье, Ж. Муре (они писали для ярмарки дивертисментные и интермедийные инстр. и вок. номера - ариетты). Ярмарочные комедии, пародирующие лирическую трагедию, получили (ок. 1715) назв. "О.-к.". С 1740-х гг. обогащению и углублению её содержания способствовал литератор и театр. деятель Ш. С. Фавар. Ярмарочная О.-к., пользовавшаяся большим успехом в бурж.-демократич. кругах, удачно конкурировала с оперными спектаклями придв. театра. Гастроли итал. оперной труппы в Париже (1752), познакомившие французов с one рани-буффа Дж. Б. Перголези и др. композиторов, способствовали становлению О.-к. как самостоят. муз.-театр. жанра. Восприняв от оперы-буффа ведущую драматургич. роль музыки и развёрнутые оперные формы, О.-к. сохранила свойственные ярмарочной муз. комедии разговорный диалог, опору на франц. нар.-песенные и танц. жанры, социальную заострённость. -к. формировалась в двух осн. разновидностях: комедийно-бытовая с морализующим оттенком и сентиментально-патетическая. Комп. Э.Р. Дуни, Ф. А. Филидор, П. А. Монсиньи, А. Э. М. Гретри и др., работавшие в жанре О.-к. совм. с либреттистами Ш. С. Фаваром, Ж. Ф. Мармонтелем и особенно М. Ж. Седеном, создали яркие образцы нац. комич. оперы. Во 2-й пол. 18 в. О.-к. стала ведущим жанром во франц. муз.-театр. искусстве. На её основе в кон. 18 в. складывается "опера спасения", в 50-х гг. 19 в. - оперетта и лирическая опера. В годы Первой империи и Реставрации Бурбонов О.-к. становится поверхностно-развлекательной (Н. Изуар). Возрождение жанра связано с творчеством А. Буальдьё ("Белая дама", 1825) и Ф. Герольда ("Цампа", 1831К которые придали О.-к. романтич. черты и тем осовременили, расширили содержание и выразит. приёмы (местный колорит, элементы фантастики, тембровое обогащение оркестра, введение романтич. вок. баллады). Д. Ф. Э. Обер вернул О.-к. злободневность сюжетов, воплощая их в увлекательном комедийном, полном остроумия, изящества и эффектных контрастов муэ.-сценич. действии ("Фра-Дьяволо", 1830: "Чёрное домино", 1837). Во 2-й пол. 19 в. О.-к., сохраняя лишь внешние признаки жанра (разговорный диалог как осн. типологич. черта), перестаёт быть комедийной, допускает самые разл. концепционные, в т. ч. и остродраматические, решения ("Кармен" Бизе, 1875).
Ля Лоранси де Л., Франц. комич. опера XVIII в., пер. с франц., М., 1937; Брянцева В. Н., Франц. комич. опера XVIII в.. М., 1985. См. также лит. при статье Опера. Е. Ф. Бронфин.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь