на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ОПЕРА-СЕРИА (итал. opera seria - серьёзная опера) - жанр итал. оперы, сложившийся в нач. 18 в. в творчестве композиторов неаполитанской оперной школы. Крупнейшие либреттисты О.-с. - поэты А. Дзено и П. Метастазио (выработавшие устойчивый тип её композиции); композиторы - А. Скарлатти, Л. Лео, Г.Ф. Гендель, Н. Порпора, Б. Галуппи, Н. Пиччинни, И. А. Хассе, Н. Йоммелли, Т. Траэтта, К. В. Глюк (до своей оперной реформы), В.А. Моцарт (ранние оперы, "Идоменей", 1781; "Милосердие Тита", 1791) и др. С распространением итал. искусства в др. странах Европы О.-с. проникла на все крупные (в частности, придворные) сцены. Для этого жанра типично господство историко-мифологич. и легендарно-сказочных сюжетов при явно выраженном разделении функций слова (сценич. действия) и собственно музыки. Всё, относящееся к сложной и запутанной интриге, к развитию фабулы, воплощалось в речитативе-secco. Типизиров. эмоции в типичных ситуациях получали претворение в развитых, завершённых, нередко виртуозных ариях (обычно 3-частная ария da capo), реже - в ансамблях разного типа: героич., лирич., скорбных, однако не особенно индивидуализированных. Такое разделение диктовалось господством на оперной сцене певцов-виртуозов, пением кастратов, практикой свободного введения "украшений" в мелодию по вкусу певца и т. д. К сер. 18 в. назрел эстетич. кризис О.-с. как "концерта в костюмах". Это привело к характерным для эпохи творч. исканиям композиторов, которые стремились усилить в О.-с. роль драматизиров. речитатива в драм. кульминациях (т. н. речитатив- accompagnato), углубить выразительность пения, расширить функции оркестра. В 60-е гг. 18 в. Глюк начал осуществлять свою оперную реформу, пересмотрев в операх "Орфей и Эвридика" и "Альцеста" драматургич. концепцию О.-с. Однако традиции О.-с. продолжали развиваться в творчестве др. композиторов, в т. ч. Дж. Россини (ранние соч.), Г. Спонтини. В 19 в. термин утратил первонач. смысл и практически вышел из обихода.
Материалы и документы по истории музыки. |Сб. пер.|. т. 2, под ред. М. В. Иванова-Борецкого. М.. 1934: Конен В., Театр и симфония, М.. 1975; Аберт Г., Опера сериа. в его кн.: В. А. Моцарт, пер. с нем., ч.1, кн. I, M., 1978; Ливанова Т., История зап.-европ. музыки до 1789 года, т. 2. М., 1982.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь