на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ОРUS (опус, лат.; букв. - труд, произведение, творение) - 1) муз. сочинение, снабжённое порядковым номером при публикации, иногда сборник сочинений одного жанра, помеченных одним номером. Первоначально (с кон. 16 в.) номер О. проставлялся издателем. Одним номером О. иногда помечались неск. одножанровых произв. разных авторов (напр., Six symphonies a quarte parlies obligees... de different auteurs op. 5, P., 1760). Начиная с Л. Бетховена мн. композиторы, отдавая свои произв. для опубликования, сами проставляют номер О. При издании соч. из ранее неопубликованного наследия композитора применяется обозначение opus poslhumum (опус постумум, лат. - посмертное сочинение, сокр. - op. posth.). В случаях, когда издание произв. данного композитора началось относительно поздно (Ф. Шуберт), последовательность О. не всегда отвечает хронологич. порядку создания произведения. 2) В широком муз.-эстетич. смысле О. - тип предметного воплощения комп. деятельности, сложившийся в Европе в эпоху позднего средневековья (нем. "Opusmusik", по X. Г. Эггебрех ту). Его признаки: ориентация на выполнение прикладных задач; канонизированность выразит. средств; письменная фиксация компози ции. в котированном тексте, оставляющая, однако, место для исполнит. импровизации; внешняя регламентация формы как следствие соблюдения жанровых канонов.
Чередниченко Т. В., Два аспекта понятия муз. произведения, в сб.: Нек-рые проблемы совр. заруб. музыкознания, М., 1978 (Информкультура. Серия Музыка, в. 2); Eggebrecht Н. Н., Opusmusik, "SMz", 1975, Jahrg. 115. № 1

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь