на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ОСМОГЛАСИЕ (калька греч. - октоих, букв. - восьмигласие) - ладово-мелодическая, или модальная, система визант. гимнографии и др.-рус. певч. искусства. Типологически родственна григорианским церковным ладам (см. также Модальность), ладовой системе арм. монодии и др. звуковым системам ср.-век. христ. культовой музыки. Представляет собой единство определ. образом соотнесённых друг с другом песнопений (текстов и напевов) 8 гласов. Песнопения одного гласа пелись в течение недели, после чего их сменяли песнопения следующего по порядковому номеру гласа. Восьминедельный цикл песнопений с 1-го по 8-й глас образовывал т. н. столп; песнопения праздников по гласу могли не совпадать с недельными. В рус. певч. искусстве системе О. подчинены знаменный распев, путевой распев, греческий распев, болгарский распев, киевский распев и некоторые местные распевы. Внутр. муз. организация гласов и системы О. могла осуществляться на основе двух принципов - ладово-звукорядного (соотношение реперкуссы, или господствующего тона, и финалиса, или конечного тона) и ладово-мелодического (сумма мелодич. формул). Имеющиеся расшифровки певч. памятников сравнительно позднего происхождения (напр., рус. пометных рукописей; см. Пометы) дают представление о втором, попевочном, принципе организации О. В соответствии с ним песнопения формируются из типичных для каждого гласа попевок, лиц, фит, фиксируемых строго закреплённым за ними графич. начертанием. Одно и то же начертание (напр., "кулизма") в разных гласах может распеваться разл. образом: Развитие собственно мелодич. стороны песнопений привело к расшатыванию принципов системы О. Этот процесс затронул и знаменный распев, имеющий наиб. древние традиции. Так, значит. число мелодич. формул встречается в песнопениях неск. гласов, в связи с чем некоторые гласы отчасти утратили ладово-мелодич. характерность (напр., 2, 6 и 8). Ряд распевов перестал подчиняться системе О. (демественный распев); в авторских композициях кон. 16-17 вв. (напр., в евангельских стихирах Фёдора Крестьянина) указание на глас становилось почти условностью. См. также Византийская музыка, Псалмодия.
Металлов В., Осмогласие знаменного распева, М., 1899; Шабалин Д. С., К периодизации знаменного распева, "СМ", 1985, № 10; Лозовая И. Е,," Ангелогласное пение" и осмогласие как важнейшая сторона его муз. иконографии, в кн.: Musica Antique Europae Orientalis. Acta sclent if ica Congressus, VIII, Bydgoszcz, 1988; Протопопов В. В., О муз. системе осмогласия в др.-рус. песнопениях (знаменный роспев), там же; Strunk O. Intonations and signatures of the Byzantine modes, "MQ", 1945, v. 31; его же, Essays on music in the Byzantine world, N. Y., 1977; R a a s te d J., International formulas and modal signatures in byzaritine musical manuscripts, "MMB", Subsidia, vol. VII, Cph., 1966. См. также лит. при статьях Глас, Церковная музыка, Строка. И. Е. Лозовая.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь