на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ПЁРСЕЛЛ (Purcell) Генри (ок. 1659-95) - англ. композитор, органист, клавесинист. Учился композиции, игре на органе, клавесине и пению под рук. Г. Кука, будучи певчим Корол. капеллы; композицией занимался, вероятно, под рук. П. Хамфри, позднее - Дж. Блоу. С кон. 1670-х гг. придв. музыкант Стюартов. П. претворил в своих произв. лучшие традиции англ. Возрождения, совр. ему искусства, в т. ч. франц. и итал. оперы, а также нац. муз. фольклора и бытовой музыки. Мастерское владение гомофонным письмом, техникой генерал-баса П. сочетал с виртуозностью полифониста. Разнообразны как гармония его сочинений, включающая наряду с модальностью мажор и минор, хроматику, так и ритмика - то танцевально чёткая, то утончённо прихотливая. Мн. особенности стиля П. отчётливо проявились в его антемах, которые оказали влияние на соч. Г. Ф. Генделя. Муз.-сценич. произв. П. написаны на тексты мн. видных драматургов, в т. ч. Дж. Драндена, У. Давенанта и У. Конгрива. В опере "Дидона и Эней" - первом нац. произв. в этом жанре - претворены разл. традиции: итал. и франц. оперы, англ. муз. фольклора, англ. мадригала, а также инстр. стиля, выработанного П. в области кам. музыки. В интонац. сфере этого соч. П. передал особенности англ. речи. В "Дидоне и Энее" выдержан принцип антитезы, характерный для барочного театра: контрасты грубоватого юмора, гротеска и утончённой лирики, мрачной фантастики и скорбной патетики придали опере глубокий драматизм. П. писал также в жанре semi-opera, сочетающем черты оперы и театр. драмы: опера-маска с разговорными диалогами "Королева фей" (по комедии "Сон в летнюю ночь" Шекспира), в которой преобладает светлый колорит феерии. Воздействие нац. муз. фольклора и мадригальной традиции обнаруживается в одах, приветственных и др. песнях. В инстр. соч. П. развивает достижения У. Бёрда, Дж. Булла и др. англ. вёрджинелистов, а также итал. скр. школы 17 в. - С. Росси, Дж. Б. Витали и др. Свои мысли о технике композиции и об особенностях разл. стилей, соотношении музыки и слова П. изложил в предисловиях к "Королеве фей" и "Пророчице..." и к сб. "12 сонат на 3 партии...", а также в собств. дополнении к "Введению в искусство музыки" Плейфорда (издал в 1694). Б. ч. произв. П. долгое время не исполнялась. В 1876 основано Об-во П., пропагандировавшее и публиковавшее его наследие. Большой вклад в возрождение интереса к П. внёс Б. Бриттен, издавший в собств. обработке песни П., оперу "Дидона и Эней" и написавший "Вариации и фугу на тему П.". Оперы (пост. в Лондоне) - Дидона и Эней (1689), Пророчица... (1690), Король Артур (1691), Королева фей (1692; 2-я ред. 1693), Королева индейцев (1695), Буря (по "Буре" Шекспира, 1695); кам.-инстр. ансамбли; фантазии, сонаты, увертюры для струнных; соч. для духовых; пьесы для клавесина и для орг.; для хора - светские кантаты, антемы, псалмы, каноны; оды, приветственные песни, кэтчи, дуэты, песни; музыка к спектаклям драм. театра и др.
Конен В., Пёрселл и опера, М., 1978; Уэстреп Дж., Г. Пёрселл, пер. с англ., Л., 1980; Сummings W. H., H. Purcell, L., 1969; Sietz R., H. Purcell, Lpz., 1955; Hoist I., H. Purcell, L., 21963; Zimmermann F. В., H. Purcell. An analytical catalogue of his music, L.-N. Y., 1963; его же, H. Purcell..., L.-N. Y., 1967; Аrundell D., H. Purcell, L., 1970; Leganу D., Purcell, Bdpst, 1981.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь