на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ПАЛЕОГРАФИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ (от греч. - древний и- пишу) - область история, музыковедения, изучающая древние памятники муз. письменности, системы записи музыки, закономерности эволюции муз. знаков. П. м. выполняет также источниковедч. функции выявления, описания, систематизации муз. памятников и т. п. Конечная цель П. м. - расшифровка разл. систем муз. записи и их перевод на совр. линейную нотацию. Как специфич. часть П. м. входит в историко-филологич. палеографию, использует сложившиеся в ней методы исследования материала. В П. м. могут быть выделены рус. певч. палеография, византийская (греч.), латинская (григорианская), армянская и др. м. как наука начала складываться в 50-е гг. 19 в. Основополагающее значение имели труды Ш. Э. А. Кусмакера. Большой вклад в изучение и расшифровку невменного письма внесли X. Риман, О. Флейшер, П. Й. Вагнер, П. Ферретти, Ж. Хандшин, Э. Яммерс. В 1889-1950 во Франции выпущено собрание памятников невменного письма с иссле-доват. комментарием под ред. А. Мокро (с 1931 -Ж. Гажара) - "Paleographie musicale" в 19 томах. Особенности визант. нотации впервые освещены в трудах А. Гастуэ и Ж. Б. Тибо на рубеже 19-20 вв.; решающие успехи в этой области были достигнуты в 1920-30-е гг. благодаря исследованиям Э. Веллеса, Г. Тильярда и К. Хега. Рус. певч. палеография исследует славяно-рус. певч. рукописные памятники 12 - нач. 18 вв. (отд. рукописи - до 20 в.), содержашие знаменные системы муз. записи: кондакарную, столповую, путевую и др. Рус. П. м. рассматривает также нотолинейное письмо (т. н. киевское знамя) и знаменно-нотолинейные рукописи кон. 17 - нач. 18 вв. (см. Двоезнаменник). Наиб. ранние исследования принадлежат В. М. Ундольскому (1846) и И. П. Сахарову (1849). Муз.-палеографич. исследованиями занимались В. Ф. Одоевский и В. В. Стасов. Значит. вклад в разработку проблем рус. П. м. внесли Д. В. Разумовский, С. В. Смоленский, В. М. Металлов, А. В. Преображенский, после Окт. революции 1917 - В. М. Беляев, М. В. Бражников, Н. Д. Успенский и др. Проблематикой рус. П. м. занимались и заруб. исследователи: Э. Арро, И. Гарднер, Э. Кошмидер, М. Велимирович, Р. Паликарова-Вердей, О. Странк, К. Флорос, К. Леви и др. Арм. П. м. изучает древние системы записи музыки в памятниках арм. культуры 5-18 вв. Др.-арм. муз. рукописи собраны в Ин-те древних рукописей "Матенадаран" им. Месропа Маштоца при СМ Арм. ССР. Развитие П. м. в Армении связано с именами Гр. Гапасакаляна, Е. Тнтесяна, Комитаса. Теоретич. проблемы изучения арм. ср.-век. муз. памятников рассматриваются в трудах X. С. Кушнарёва, Р. А. Атаяна, Н. К. Тагмизяна и др. См. также Нотация, Крюки, Невмы, Хазы, Армянская нотопись, Церковная музыка.
Успенский Н. Д., Образцы др.-рус. певч. искусства, 2Л., 1971; Бражников М. В., Краткие методич. указания и схемы по описанию др.-рус. певч. рукописей, в кн.: Методич. пособие по описанию славяно-рус. рукописей..., в. 1, М., 1973; его же, Статьи о др.-рус. музыке, Л., 1975; Ароян Н. О., Расшифровка невменной нотации на основе арм. хазов, Ер., 1973; Келдыш Ю. В., К проблеме происхождения знаменного распева, "Musica antique", Bydgoszcz, 1975; Никишов Г. А., Сравнит. палеография кондакарного письма XI-XIV вв., там же; Проблемы истории и теории др.-рус. музыки, Л., 1979; Христофор. Ключ знаменной. 1604, М., 1983 (Памятники рус. муз. искусства, в. 9); Проблемы дешифровки др.-рус. нотаций, [сб.], Л., 1987. Г. А. Никишов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
П..

ПОДГОЛОСОЧНАЯ ПОЛИФОНИЯ

ПОЛИФОНИЧЕСКИЕ ВАРИАЦИИ

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ МУЗЫКА

ТЕАТР МУЗЫКАЛЬНОЙ ДРАМЫ

ТЕКСТОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ

УКРАИНСКИЙ НАРОДНЫЙ ХОР

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ИНВЕРСИЯ

ЧЕТВЕРТИТОНОВАЯ СИСТЕМА

ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКАЯ МУЗЫКА

Музыкальный словарь ver16