на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ПЕНТАТОНИКА (от греч. - пять и той) - звуковая система, содержащая 5 ступеней в пределах октавы. Осн. тип П. - бесполутоновая, или ангемитонная, звуки которой можно расположить по чистым квинтам, - характеризуется отсутствием острых мелодич. тяготений. В зависимости от расположения устоев различают П. мажорного и минорного наклонений. Бесполутоновая П. встречается в муз. фольклоре разл. народов, начиная с древнейших его образцов. Особенно она свойственна музыке ряда стран Востока (Китай, Вьетнам), в СССР - татарской, башкирской, марийской и др. музыке. П. часто используется в виде трихордных попевок (м. терция+б. секунда). Марийская народная песня "Утром к речке я сошла". В 19-20 вв. П. вошла в мелодику европ. проф. музыки (Конц. этюд для фп. Des-dur Листа, песня "Спящая княжна" Бородина), оказав влияние и на аккордику. Особые разновидности П. - полутоновая, или гемитонная, встречающаяся в музыке стран Востока: Японская народная песня "Вишня". и смешанная, объединяющая признаки бесполутоновой и полутоновой П.
Гиршман Я. М., Пентатоника и ее развитие в тат. музыке, М., 1960; Квитка К. В., Избр. труды, т. 1-2, М., 1971-73; Riemann H., Folkloristische TonalitStsstudien..., Lpz., 1916. М. В. Kapacевa.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь