на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ПЕРЕВОД - в др.-рус. певч. рукописях обозначение неканонич. варианта песнопения при изложении 2 и более распевов одного текста. Напр.: "ин перевод демеством", "перевод Лукошков", "перевод Христианинов" и др. Обозначения "П.", а также "преводне", "ин", "иной роспев", "ино знамя", "ин путь", "ино демество" применялись в разл. стилистич. пластах др.-рус. культовой музыки. Существовали Приидите ублажим Иосифа" знаменного распева, глас 5-й. Расшифровка Г. Л. Пожидаевой: 1) основная редакция; 2) "ин перевод". одногол. и многогол. П.; записывались столповой (см. Знаменный распев), путевой, демественной и пятилинейной нотациями. П. получили распространение с 16 в. В сравнении с осн. редакцией песнопения в П. использовался иной состав попевок и фит, иное их последование, иная подтекстовка.
Бражников М. В., [Вступит. статья], в изд.: Федор Крестьянин, Стихиры, М., 1974; Келдыш Ю. В., На грани древнего и нового периодов рус. музыки, в его кн.: Очерки и исследования по истории рус. музыки, М., 1978; его же, История рус. музыки, т. 1, М., 1983.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь