на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ПЕРЕМЕННЫЙ ЛАД - один из типов звуковысотной организации в модальности (также и в тональных ладах; см. Мажоро-минор), Характеризуется либо переменностью устоя без изменения звукоряда (см. примеры 1-3), либо переменностью звукоряда при неизменном устое (см. пример 4). Динамика П. л. первого типа - в "разрешении" одного устоя в другой. 1. Параллельно-переменный лад.(по теории Б. Л. Яворского). 2. Русская народная песня "Про Добрыню". 4. М. П. Мусоргский. "В углу". Из вокального цикла "Детская". См. также Мутация, Метабола. л. не имеет сильного и однозначного тонального тяготения, сквозной тональной централизации (см. Тональность), нередко сочетается с переменностью метра. Образование местных опорных тонов, легко возникающих и легко смещающихся, функционально аналогично остановкам на ступенях тональности, подобно отклонениям ("модальные отклонения", см. f эолийский в примере 2). В некоторых наиб. мелодически развитых видах др.-рус. распевов на основе П. л. складывается разветвлённая модальная композиция, замкнутая или разомкнутая. Ю. Я. Холопов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь