на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ПЕСНЯ (лат. cantus, cantio; итал. canzona; франц. chanson; англ. song; нем. Lied) - наиболее распространённый жанр вок. музыки, а также общее обозначение поэтич. произв., предназначенного для пения или распевной речитации. Жанровая классификация П. может производиться по разным признакам: словесного и муз. содержания (П. революц., патриотич., лирич., сатирич., маршевые, танцевальные и т. д.), социального функционирования (крестьянские, городские, бытовые, военно-строевые и др.), фактуры и исполнит. состава (одно- и многогол., сольные и хор., с инстр. сопр. и без него). Муз. форма П. связана со структурой и содержанием поэтич. текста. Самая распространённая - куплетная форма. "Песенным формам" (см. Форма музыкальная), характерным также и для танц. жанров, противостоит т. н. сквозная форма П. (durchkomponiertes Lied), в которой в соответствии не столько с поэтич. формой, сколько с содержанием избегается муз. повторкость при обновлении текста (см. Сквозные формы, 2). Различаются П. с выраженной авторской индивидуальностью и не имеющие (либо утратившие) её, напр. народная П. - род словесно-муз. фольклора (см. Народная музыка). В бесписьменных муз. культурах формируется тенденция к установлению и фиксации авторства текста (эпич. сказания - поэмы Гомера, "Песнь о Роланде", саги, церк. песнопения), позднее - музыки (творчество трубадуров, труверов, миннезингеров, мейстерзингеров). В 15-16 вв. композиторы сочиняли многогол. П. в разл. нац. вариантах: итал. канцонетта, нем. Lied, франц. шансон (см. также Протестантский хорал, Мадригал). Одногол. мелодии нар. П. в качестве cantus firmus часто являлись основой крупных полифонич. композиций (см. Месса, Мотет). В 17-18 вв. преимущественное развитие получила однопол. П. (в сопр. генерал-баса, со 2-й пол. 18 в. - в сопр. фп., реже инстр. ансамблей и орк.). Усиление внимания к народной и бытовой П. (со 2-й пол. 18 в.), а с др. стороны, романтич. трактовка П. как выразительницы внутр. мира личности привели к тому, что в 19 в. композиторская П. (романс) стала одним из ведущих жанров. Среди крупнейших композиторов - авторов П.: Ф. Шуберт, Р. Шуман, И. Брамс, X. Вольф, Г. Малер, Р. Штраус (Австрия и Германия); Г. Берлиоз, Ш. Гуно, Ж; Массне, Г. Форе (Франция); Л. А. Алябьев, М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов (Россия). Интонации и муз. формы П. широко использовались в оперной, симф. и кам. музыке. Вместе с тем к нач. 20 в. понятие авторской П. приобрело двоякий смысл: П. (романс) - "высокий" жанр т. н. серьёзной музыки, сочиняемой композитором прежде всего для проф. исполнения, и П. "популярная" (в т. ч. эстрадная и массовая), нередко создаваемая без письменной фиксации самими исполнителями (во Франции - шансонье, в США, Великобритании и др. странах - рок-музыкантами, в СССР - т. н. бардами). иногда наз. инстр. произведение певучего характера, гл. обр. для фп. (см. Песня без слов) и для солирующих инструментов с сопр. фп.
Асафьев Б., О рус. песенности, в кн.: Избр. труды, т. 4, М., 1955; Васина-Гроссман В. А., Вок. формы, М., 1960; её же, Романтич. песня XIX в., М., 1966; её же, Музыка и поэтич. слово, [ч.] 1-3, М., 1972- 1978; Купаковский Л., Песня, её язык, структура, судьбы, М., 1962; Лаврентьева И., Вок.-формы в курсе анализа муз. произв., М., 1978; Симакова Н., Вок. жанры эпохи Возрождения, М., 1985. Ю. Е. Семёнов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь