на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ПЕСНЯ (лат. cantus, cantio; итал. canzona; франц. chanson; англ. song; нем. Lied) - наиболее распространённый жанр вок. музыки, а также общее обозначение поэтич. произв., предназначенного для пения или распевной речитации. Жанровая классификация П. может производиться по разным признакам: словесного и муз. содержания (П. революц., патриотич., лирич., сатирич., маршевые, танцевальные и т. д.), социального функционирования (крестьянские, городские, бытовые, военно-строевые и др.), фактуры и исполнит. состава (одно- и многогол., сольные и хор., с инстр. сопр. и без него). Муз. форма П. связана со структурой и содержанием поэтич. текста. Самая распространённая - куплетная форма. "Песенным формам" (см. Форма музыкальная), характерным также и для танц. жанров, противостоит т. н. сквозная форма П. (durchkomponiertes Lied), в которой в соответствии не столько с поэтич. формой, сколько с содержанием избегается муз. повторкость при обновлении текста (см. Сквозные формы, 2). Различаются П. с выраженной авторской индивидуальностью и не имеющие (либо утратившие) её, напр. народная П. - род словесно-муз. фольклора (см. Народная музыка). В бесписьменных муз. культурах формируется тенденция к установлению и фиксации авторства текста (эпич. сказания - поэмы Гомера, "Песнь о Роланде", саги, церк. песнопения), позднее - музыки (творчество трубадуров, труверов, миннезингеров, мейстерзингеров). В 15-16 вв. композиторы сочиняли многогол. П. в разл. нац. вариантах: итал. канцонетта, нем. Lied, франц. шансон (см. также Протестантский хорал, Мадригал). Одногол. мелодии нар. П. в качестве cantus firmus часто являлись основой крупных полифонич. композиций (см. Месса, Мотет). В 17-18 вв. преимущественное развитие получила однопол. П. (в сопр. генерал-баса, со 2-й пол. 18 в. - в сопр. фп., реже инстр. ансамблей и орк.). Усиление внимания к народной и бытовой П. (со 2-й пол. 18 в.), а с др. стороны, романтич. трактовка П. как выразительницы внутр. мира личности привели к тому, что в 19 в. композиторская П. (романс) стала одним из ведущих жанров. Среди крупнейших композиторов - авторов П.: Ф. Шуберт, Р. Шуман, И. Брамс, X. Вольф, Г. Малер, Р. Штраус (Австрия и Германия); Г. Берлиоз, Ш. Гуно, Ж; Массне, Г. Форе (Франция); Л. А. Алябьев, М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов (Россия). Интонации и муз. формы П. широко использовались в оперной, симф. и кам. музыке. Вместе с тем к нач. 20 в. понятие авторской П. приобрело двоякий смысл: П. (романс) - "высокий" жанр т. н. серьёзной музыки, сочиняемой композитором прежде всего для проф. исполнения, и П. "популярная" (в т. ч. эстрадная и массовая), нередко создаваемая без письменной фиксации самими исполнителями (во Франции - шансонье, в США, Великобритании и др. странах - рок-музыкантами, в СССР - т. н. бардами). иногда наз. инстр. произведение певучего характера, гл. обр. для фп. (см. Песня без слов) и для солирующих инструментов с сопр. фп.
Асафьев Б., О рус. песенности, в кн.: Избр. труды, т. 4, М., 1955; Васина-Гроссман В. А., Вок. формы, М., 1960; её же, Романтич. песня XIX в., М., 1966; её же, Музыка и поэтич. слово, [ч.] 1-3, М., 1972- 1978; Купаковский Л., Песня, её язык, структура, судьбы, М., 1962; Лаврентьева И., Вок.-формы в курсе анализа муз. произв., М., 1978; Симакова Н., Вок. жанры эпохи Возрождения, М., 1985. Ю. Е. Семёнов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
П..

ОТВЕТ

ОХМАН

ПАБСТ

ПАДЛУ

ПАЛЛИ

ПАЛЬМ

ПАРРА

ПАСТА

ПАТЕТ

ПАТТИ

ПАУЗА

ПАУЛС

ПАУЭР

ПЕЙКО

ПЕЛОГ

ПЕНИЕ

ПЕПУШ

ПЕРИШ

ПЕРЛЯ

ПЕТРИ

ПИНЦА

ПИРРО

ПИЩИК

ПЛИЕВ

ПОЛЕХ

ПОНСЕ

ПОПОВ

ПОССЕ

ПОШЕТ

ПОШОН

ПОЭМА

ПРАЙС

ПРАУТ

ПРЕСС

ПРИМА

ПТИЦА

ПУЖЕН

ПУЗЕЙ

ПУКСТ

Музыкальный словарь ver16