на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ПЕТЕРБУРГСКАЯ ШКОЛА - условное определение, относимое к группе петерб. композиторов, связанных с "Могучей кучкой" и Беляевским кружком. Главой П. ш. был Н. А. Римский-Корсаков, её центром в кон. 19 в. - Петерб. конс., где он преподавал. Виднейшие предст. П. ш. - А. К. Лядов, А. К. Глазунов. П. ш. противопоставлялась московской школе, во главе которой стояли П. И. Чайковский, затем С. И. Танеев. Однако различия между школами относились не к коренным идейно-эстетич. основам творчества, а к более частным вопросам. Обе школы принадлежали к передовому направлению в рус. музыке. В сер. 1880-х гг. проявляется тенденция к сближению школ. Глазунов под влиянием общения с Танеевым пересмотрел некоторые принципы, воспринятые им от своих учителей М. А. Балакирева и Римского-Корсакова. Впоследствии он писал о влиянии на его симф. творчество Чайковского. Мн. моск. и петерб. композиторы рубежа 19 и 20 вв., в т. ч. А. С. Аренский, А. Т. Гречанинов, М. М. Ипполитов-Иванов, Вас. С. Калинников, стремились к синтезу принципов обеих школ.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь