на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ПОДГОЛОСОЧНАЯ ПОЛИФОНИЯ - вид полифонич. многоголосия (хорового, ансамблевого вок., инстр.), свойственный рус., укр. и белорус. нар. музыке, а также ориентированным на фольклор произв. проф. муз. искусства. П. п. предполагает мелодику с постепенным развёртыванием линии в медленном и умеренном движении (песни лирические протяжные и свадебные, медленные хороводные, казачьи). Муз. ткань образуется осн. голосом (средним или нижним - запевала с помощниками) и подголосками - верхним (чаще одним) и нижними. П. п. (сосуществование вариантов) типологически представляет собой вид гетерофонии, к которой относятся мн. песни (в т. ч. наиб. ранние многоголосные). Мелодич. развитость и функционально-гармонич. определённость могут приближать подголосочное многоголосие к собственно полифонич. складу. В П. п. выражено господство линеарности, определяющее относительно свободное использование диссонансов при преобладании консонансов; голосоведение ориентировано на прямое движение (не исключаются и др. виды), характерны обилие перекрещиваний, свободные включения и выключения голосов, огранич. использование имитаций (неточных); количество голосов переменное (обычно 3, встречается 5 и более); слоги текста произносятся преим. одновременно. В 17 в. заметно влияние П. п. на церковную, с кон. 18 в. и позднее - на оперную музыку.
Гиппиус Е. В., О рус. нар. подголосочной полифонии в кон. XVIII - нач. XIX вв., "Сов. этнография", 1948, № 2; Евсеев С., Рус. нар. полифония, М., 1960; Бершадская Т., Осн. композиц. закономерности многоголосия рус. нар. крестьянской песни, Л., 1961; Трамбицкий В. [Н.], Гармония рус. песни, М., [1981]. В.П.Фраёнов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)

Музыкальный словарь